Спустя два дня после парижского показа Dries Van Noten в музее Les Arts Décoratifs стартовала выставка легендарного бельгийского дизайнера
Да, именно с таким размахом празднует юбилей своей деятельности Дрис ван Нотен. Всем известно, что Les Arts Décoratifs — это серьезно, и сюда попадают только лучшие. Посвященная ван Нотену выставка получилась крайне любопытной отчасти потому, что именная экспозиция рассказывает не только про самого дизайнера.
Огромный двухэтажный вернисаж состоит из вещей Dries Van Noten процентов на пятьдесят, не больше. Остальные экспонаты — это одежда мэтров вроде Кристиана Диора или Тьерри Мюглера, работы больших художников, фрагменты фильмов и безымянные предметы со всех уголков мира. По замыслу организаторов, одежда Дриса ван Нотена была вписана в общемировой контекст — как модный, так и культурный.
Этот испытанный прием помогает понять, о чем думал дизайнер, создавая коллекции. Каждая группа манекенов на выставке — это небольшая история про вдохновение. Ван Нотен вдохновлялся насекомыми, Мексикой, Фрэнсисом Бэконом и красотой спортивного тела, но каждый раз организаторы ставят рядом с его одеждой похожие вещи других дизайнеров и напоминают нам: Америку никто не открывал. И если Дрис делает платье с пышной красной юбкой, то это не значит, что в испанской коллекции Ива Сен-Лорана не было почти такого же.
именная экспозиция рассказывает не только про самого дриса ван нотена
Проходя залы один за другим, все больше убеждаешься в том, что ван Нотен не вершил революций, и что в этом нет абсолютно ничего плохого. Вот часть, посвященная Индии, где помимо стилизованных платьев Dries Van Noten есть сари 1953 года, сделанное Christian Dior для бельгийской принцессы. Одно платье старше другого на сорок лет, а выставляются вместе. Они максимально похожи и оба про Индию. Но почему так?
А потому, что интеллектуальная мода, по версии Дриса ван Нотена, — это не странные метафоры в виде фриковатых платьев и не выхолощенная до абсурда простота. Это другое — это когда человек понимает, что и почему на нем надето. Дрис загадывает загадку. Пусть покупатель сам определит, на что ссылается автор: на предметы искусства или творения великих кутюрье прошлого.
На выставке каждый предмет очень подробно описан в сопроводительном тексте. Вы узнаете, например, что фильм "Урок фортепиано" Жана Копиона навел дизайнера на мысль о жизни и смерти, а полотна Пабло Пикассо становились отправной точкой для целых коллекций. Здесь же показано, как перекликаются с предметами искусства вещи других брендов в похожем духе. Особенно впечатляет платье с бабочками от Эльзы Скиапарелли на фоне огромного панно Дэмиена Херста. Конечно, тоже с бабочками.
Еще вам расскажут, почему Dries Van Noten делает вещи prêt-à-porter, какие у этого были экономические предпосылки, и как попытка сделать кутюр все равно получилась с уклоном в спорт и этнику. Источники все те же: Balenciaga, Mugler, YSL, Christian Dior.
Не изобретая ничего кардинально нового, дизайнер вбирает в себя идеи отовсюду, а потом показывает их адаптированную красивую версию без крайностей. Разумеется, это не плагиат. Ван Нотен так ищет вдохновение, и переработка заведомо выигрышных идей — это его способ творить и вести бизнес.
На входе, в центре первого зала, есть его цитата: "Отправная точка коллекции может быть очень буквальной или абсолютно абстрактной: картина, цвет, мысль, жест, запах, цветок — что угодно. По-настоящему важен весь путь в совокупности, который ведет от первой вспышки вдохновения к конечной цели — коллекции". Частности сами по себе не имеют значения, когда ты находишься в непрерывном творческом поиске и черпаешь идеи отовсюду. Наверное, это и есть подход настоящего художника.
Выставка продлится до 31 августа 2014 года.
Другие истории
Подборка Buro 24/7