Как виртуальное проектирование захватило мир моды

Дела технологичные

У космических платьев Iris van Herpen и беговых кроссовок Nike больше сходств, чем может показаться на первый взгляд. Размышляем о месте 3D-технологий в индустрии моды

Все мы знаем не понаслышке, что именно все более быстрое обновление, которое в наши дни переживает сегмент prêt-à-porter, значит для потребителя: стирается граница между зимними и летними коллекциями, появляются круизные и капсульные, а гиганты fast fashion, такие как Zara и H&M, успевают препарировать платье с подиума, скопировать его и выпустить многомиллионным тиражом, прежде чем закончится показ. В таких условиях у модельеров попросту не остается времени на то, чтобы шить семплы. Тогда им на помощь приходит специальное ПО для 3D-моделирования и PLM — управления жизненным циклом изделия от дизайнерского бюро до конкретного бутика.

На самом деле сумка Lady Dior, лайнер Airbus и банка кока-колы создавались с использованием одной и той же 3D-технологии. 

Раньше дизайнеры модных домов (особенно итальянские сарто-кутюрье — в первую очередь портные и уже во вторую очередь модельеры) обходились двухмерными чертежами. У них есть один существенный недостаток — для каждого ракурса требуется отдельный чертеж, а значит, и отдельный лист бумаги. Теперь же сотни тысяч самых разных компаний в мире используют технологии объемного компьютерного моделирования для проектирования, дизайна и производства объектов любого уровня сложности: от упаковки напитков до новейших самолетов. Причем для их создания используется одно и то же ПО, которое позволяет создавать трехмерные цифровые макеты будущих предметов. Такие решения значительно ускоряют темпы производства (на 75% быстрее, согласно данным компании 3DS) и сокращают прямые издержки на 5—7%. Неудивительно, что производители одежды и обуви всех ценовых категорий спешат перестроить свои производственные процессы в соответствии с новой моделью.

Gucci
Дизайнеры итальянской марки используют единую цифровую платформу ENOVIA для создания разных категорий товаров — от платьев до сумок. Коллекции prêt-à-porter и изделия из кожи теперь проектируются исключительно в 3D, также в компании постепенно начинают аналогичным образом создавать изделия из шелка и украшения с драгоценными камнями. Для совместной работы над изделием дизайнеры дома просто обмениваются виртуальными макетами — совсем как журналисты глянцевых изданий или работники издательских домов.

Iris van Herpen
Знаменитые творения голландского дизайнера, воплощающего абстрактные идеи в реальные платья, немыслимы без 3D. Металлические нити, фольга, термогель, иголки из плексигласа — какие бы материалы ни использовала Айрис ван Херпен, ее неповторимый футуристичный стиль рождается на пересечении лазерной печати и ручной работы.

Для своей коллекции осень-зима 2015/16 Hacking Infinity Ван Херпен привлекла опыт канадского профессора архитектуры Филипа Бисли. Он первым начал создавать «живые» скульптуры, в которых соединяются компьютерные системы, синтетическая биология и механика. Черные платья из Hacking Infinity служат материальным воплощением фрактальной геометрии и передают новаторское видение художницы.

 

Chanel
Резиденты дома 31 на парижской Рю Камбон не очень разговорчивы, когда речь заходит о секретах производства, — на наш запрос пресс-служба Chanel ответила категоричным отказом. Впрочем, доказательства того, что старейший французский дом использует 3D-технологии, все же имеются.

Жакет из кутюрной коллекции осень-зима 2015/16, которую показали на парижской неделе моды, становится переосмыслением классической модели 1954 года. Портал 3D Printing Industry сообщает, что как минимум заостренные углы плеч и отделка выполнены с помощью прямого лазерного спекания, — это самый распространенный метод объемной печати. Карл Лагерфельд в интервью AFP проговорился, что «жакет сделан целиком, он не шитый, а литой», что подтверждает догадку.
На видео с показа жакет появляется на отметке 00:20.

United Nude
Мы еще не скоро забудем коллекции молодого авангардного бренда, в которых ноги моделей оборачивала лента Мебиуса, а привычный каблук заменяла ножка кресла. В новой коллекции, представленной на миланской неделе моды, дизайнеры United Nude пообещали в очередной раз переосмыслить обувь (линия так и называется: Reinventing Shoes). В моделях скульптурной формы комбинируются твердые и мягкие материалы: нейлон, резина и полиуретан. Каждая пара обуви была спроектирована в 3D и распечатывалась на протяжении 48 часов.

Ralph Lauren
В апреле 2015 года Ralph Lauren вернулся к дизайну одной из своих самых знаменитых сумок — Ricky Bag. Обновленная версия, спроектированная в 3D, оснащена четырьмя светодиодами, которые автоматически включаются, когда сумка открыта. В нее также встроен аккумулятор — с помощью порта Micro USB телефон, планшет или камеру можно зарядить прямо от сумки. 

В прошлом же году Ralph Lauren представил технологичную рубашку-поло (Polo Tech Shirt). Прототип дебютировал на теннисном турнире US Open 2014 года. В дышащую ткань рубашки вшиты биосенсоры, которые отслеживают движение, измеряют пульс, уровень стресса, физиологическое и даже психическое состояние, — предполагается, что контроль над всем этим способствует более эффективным тренировкам. Результаты можно посмотреть на экране смартфона — рубашка автоматически передает данные мобильному приложению. Кстати, нашумевший 4D-показ Ralph Lauren на прошлогодней неделе моды в Нью-Йорке был создан совместно с компанией-разработчиком, которая помогла воплотить в жизнь эти два амбициозных проекта.

Google x Levi's
Джинсы, которые человеческим языком говорят тебе, что скоро ты не сможешь их нормально застегнуть, если сейчас же не отправишься в спортзал, — похоже, согласитесь, на кошмарный сон. Тем не менее «умный» деним уже создается общими усилиями компаний Google и Levi Strauss & Co., и в перспективе он будет способен на большее. Технология носит название Project Jacquard; так же как и в случае с «умным» поло Ralph Lauren, ее секрет кроется в тончайших электропроводящих нитях, которые пронизывают каждый квадратный сантиметр ткани. Таким образом, микросхемы уменьшаются до размеров заклепки и могут быть совершенно незаметными.

То, какие трюки сможет выполнять жаккардовая ткань нового поколения, зависит от фантазии программистов. Как отмечает руководитель проекта Иван Пупырев (наш бывший соотечественник и выпускник МАИ), структура ткани мало отличается от устройства сенсорных экранов. Поэтому управлять смартфоном, который лежит в кармане «умных» джинсов, скорее всего, мы будем привычными жестами: отправлять входящие звонки на голосовую почту постукиванием по колену, переключать песни горизонтальным свайпом и так далее.
Важно, что с точки зрения портного такая ткань не отличается от обычной. Это значит, что интерактивные возможности получится упаковать в любой силуэт — от «бойфрендов» до брюк-бананов, что мы и увидим осенью 2016 года (тогда смарт-джинсы должны появиться на прилавках).

adidas и Nike
3D-печать и единая PLM-платформа — вот что позволяет двум спортивным гигантам выпускать тысячи новых моделей экипировки в месяц. Компании, которые делают ставку на технологичный подход к спорту и уличной моде, стремятся сохранить детали производства в тайне, однако, как нам удалось узнать, с прошлого года Nike печатает подошву своих кроссовок и футбольных бутс на 3D-принтере. Соответствующие патенты были зарегистрированы в патентном бюро США еще в 2012 году. Такая подошва соединяется с фирменным вязаным верхом Flyknit, который обхватывает ногу как носок.

Главный конкурент компании, немецкий концерн adidas не отстает ни на шаг и также активно внедряет 3D-печать. Новую модель сникеров перед запуском производства в течение одного-двух дней осматривает пара инженеров. Не так давно этим занимались 12 человек на протяжении 4—6 недель.

 

Богдан Зырянов

03.01.16, 11:00