Возможно, по московским мебельным магазинам этого и не скажешь, но вообще-то Голландия по уровню развития дизайна занимает одно из первых мест (если вообще не первое) среди всех стран мира
Ежегодная Голландская неделя дизайна в Эйндховене (Dutch Design Week, www.ddw.nl) отлично это показывает. Там любому, даже случайно забредшему гостю, становится очевидно, что дизайн в Голландии не является достоянием элиты, а предназначен для всех и каждого.
В дизайнерских шоу-румах, фотографии которых слушателями моих курсов воспринимаются как экстравагантные, полно тетенек с детьми, присматривающих мебель в спальню для подросшей дочери или подарок для соседки. Они пробуют полежать на, прямо скажем, не самых рядовых на вид кроватях и смотрят на ценники. Во дворах бывших промышленных зданий пары с маленькими детьми, подвижные старики и старушки, а также море молодежи пьют кофе, пиво, едят бутерброды и охотно отвечают на вопрос, почему они сюда пришли-приехали, примерно в следующем духе: "Здесь весело, много интересных людей и впечатлений. Я каждый год сюда приезжаю".
При этом многие выставки или стенды, собирающие вокруг себя толпы народа, очень далеки от того, чтобы удовлетворять какие-то насущные потребности публики. Например, в выставочном центре Klokgebouw больше всего людей останавливалось у небольшой выставки работ Watch our Steps, где исследовательский и образовательный институт SLEM из голландского Валвейка собрал выпускные работы дизайнеров обуви из разных профильных учебных заведений со всего мира (из Голландии, Бельгии, Италии, США, Израиля, Японии и Китая).
Ботинки Клэйр Хьюмен с платформой в ракушках и жемчужинах вызывали, в основном, умилительные улыбки, а вокруг садомазохистских сапожек с шипами и шнуровками Питера Поппса разгорались нешуточные дебаты. Большинство этих работ были похожи на произведения искусства — что-то напоминало Малевича, что-то Мондриана, а что-то — Густава Климта, и далеко не в любых из представленных сапог и туфель вообще можно было бы пройтись, но то, что фантазии их авторам не занимать, и они умеют мыслить неожиданно и видеть прекрасное даже там, где его трудно разглядеть — бесспорно.
Все выставленные работы участвовали в конкурсе Global Footwear Design Award, который проводится институтом SLEM уже во второй раз. В этом году победила 23-летняя голландка Нинке ван Де из института искусств ArteZ в Арнхеме — ей удалось произвести впечатление на жюри оригинальным, нешаблонным использованием материалов и своеобразием своего дизайна, который, как сочли специалисты, силен не только с креативной, но и с коммерческой стороны.
Приз зрительских симпатий получил студент бельгийской SASK Бруно Тансенс за эффектную коллекцию обуви с графичными рисунками.
Не менее провокационной была и выставка Future Fashions в Kazerne, "Казармах" — новом комплексе реконструируемых зданий, который грозит стать одним из главных дизайн-центров в Эйндховене. Показанная на выставке одежда — это не в чистом виде мода и не просто плоды художественного воображения, это эксперименты с ремесленными техниками, научными и технологическими инновациями, которые прокладывают путь к будущему моды. Причем результат часто определялся именно техникой, будь то традиционный вид рукоделия, новый материал, вторично переработанный или созданный специально для конкретной вещи, или радикально новая техника изготовления вроде 3D-печати, или все вместе. И, как говорят сами организаторы выставки, ее единственная цель — это вдохновить бизнес-сообщество и дизайн-сообщество на дальнейшие подвиги.
Не меньше интересных предметов одежды и аксессуаров, которые вызывали такое же любопытство у зрителей, было и на выставке выпускных работ Академии дизайна Эйндховена — главного в Голландии профильного учебного заведения. Там не учат на дизайнеров моды, интерьера, мебели или дизайнеров-графиков. Образование дается по направлениям: человек и движение, человек и жизнедеятельность, человек и отдых, человек и коммуникация и т.д.
Мода чаще всего попадает в раздел "Человек и индивидуальность", и как раз в этом разделе были представлены несколько интересных работ. Проект Precious Skin Виктории Ледиг сфокусирован на том, чтобы показать всю красоту натуральной кожи в изделиях — сумках, вместо того, чтобы закамуфлировать ее, как это часто бывает. Для этого Виктория взяла те части животных, которые чаще всего отбраковываются (уши, хвосты), и подчеркнула их формы в формах своих сумок и аксессуаров.
Другая студентка, Ренске Вербек, тоже сосредоточилась на естественных особенностях кожи — ее морщинах, жировых складках, разнооттеночности — и постаралась следовать этим неправильностям и увидеть в них красоту. Которую и воспроизвела в коллекции кожаных сумок Leather Nudes. "Мы носим сумку, прижимая к телу и делая ее таким образом частью тела, как будто это еще одна конечность", — читает Ренске.
03.12.13, 10:00
Другие истории
Подборка Buro 24/7