Чтобы не затеряться в бесконечном потоке информации, важно обратить на себя внимание. А для тех, чей голос слишком тих, чтобы быть услышанным, есть альтернатива: дизайнеры в новом сезоне предлагают свои манифесты писать прямо на одежде, чтобы они точно не остались незамеченными
Эта тенденция дает небывалый простор для воображения всем любителям DIY, иначе говоря, хэнд-мэйда — если ни у кого из дизайнеров не найдется ничего близкого вашей душе, проще простого взять маркер и размашисто написать на своей белой футболке абсолютно что угодно. Хотя разделить все возможные надписи, и подиумные, и народные, можно на три главных группы: к первой относятся ни к чему не обязывающие — от шуточек до комментариев к самой коллекции, ко второй — надписи-манифесты, а к третьей — крупные логотипы, которые, наконец, снова перестают считаться признаком дурного вкуса.
Первая группа, конечно, самая простая в обращении — надпись Petal на сиреневом свитшоте Christopher Kane или бездумно-жизнерадостные Happy и Lead Sister на толстовках Sister by Sibling, как масло, кашу не испортят. Но и им все-таки желательно соответствовать: модницы, замеченные в колье Lanvin с той же надписью Happy, но без намека на улыбку на лице, вызвали немало радости у комментаторов модных блогов. Ну, а футболка Jacquemus, похожая на брендированную вещицу какой-нибудь туристической фирмы, которая, по советам бывалых, в лучшем случае будет обрезана и превратится в кроп-топ, а в худшем — отправится на дачу, — отличный вариант для приверженцев нормкора, которые аутентичности пока боятся.
Грань между первой и второй группами может быть очень тонкой. Казалось бы, надписи на платьях Dior, вызвавшие столько недовольств у поклонников классики, — просто шуточки. С другой стороны, чем это не манифест нового, симонсовского Dior и вообще новой реальности? Вглядываясь в кислотные компьютерные сады, перетянутые лентами Hyperrealness, Ultra Violet Mouth или The Aliceblue, можно задуматься как минимум о смысле фразы forever now, заменившей привычное и абсолютно безвкусное forever young.
Растянутые кислотные свитеры Jeremy Scott с нахальными заявлениями "Я — ходячая неприятность" или "Земля — отстой" словно говорят: ну да, все плохо, и мы все умрем, так что же, теперь и не веселиться? Это полная противоположность убийственной серьезности Вивьен Вествуд, которая, всех своих моделей крася под живых мертвецов, наглядно демонстрирует, какая незавидная судьба ждет всех, если не обратить внимание на climate, вынесенный отдельной строкой на груди. Дизайнер весь свой показ Red Label превращает в площадку для борьбы с изменениями климата, вызванными деятельностью человека, — что говорить об одном только показе, если бесконечной борьбой можно назвать вообще каждую минуту бурной жизни когда-то огневолосой Вествуд. Лозунг Climate Revolution давно превратился в стиль жизни Вивьен и ее поклонников и в довольно узнаваемый отдельный бренд: кепки с этими надписями на головах участников очередного лондонского митинга, возглавленного дизайнером, ничуть не менее убедительны, чем плакаты в их руках. Хотя, например, еще один слоган протестующих из команды Вивьен, Go Frack Yourself, вполне бы пришелся по душе и более широкой аудитории, которая о фрекинге и его опасных последствиях понятия не имеет. И реши Вествуд выпустить футболку или толстовку с этой надписью вместо скупых черных букв Climate, пользы от этого было бы больше — понятно и интересно это стало бы более широкой аудитории.
Зато модные коллеги за Вивьен уже подтягиваются. Умберто Леон и Кэрол Лим, например, призывают к спасению океана. А Юлия Ефимчук, украинский дизайнер, получившая особый приз от Леона и Лим на вчерашнем Hyères Festival 2014, делает девизом своей мини-коллекции главный лозунг на свете: "Миру — мир!" В такие моменты даже жаль, что мода на самом деле не имеет такого влияния на происходящее вокруг, какое некоторые склонны ей приписывать.
И, наконец, третья группа. Возвращение логомании для российской моды, вполне возможно, станет самым болезненным трендом. В девяностых и нулевых вся Россия, только открывшая для себя яркий мир моды, руководствовалась правилом "Чем больше логотип (чем больше логотипов), тем лучше" и с великим трудом преодолела эту любовь за десять с лишним лет. А теперь к крупным логотипам, которые в общественном сознании уже выглядят как какая-то пагубная страсть, ставшая пережитком бурного прошлого, нужно привыкать снова: 90-е возвращаются, извольте любить и жаловать. Ну, а чтобы никто вдруг не решил, что все это совсем уж всерьез, как тогда, представляются такие вещи обычно в китчево-спортивном антураже того же десятилетия — и речь идет все-таки ни в коем случае не о российских 90-х.
В конце концов, умеренность — вовсе не обязательно признак хорошего вкуса, хотя в этом и убеждают окружающих многие, кто экспериментов боится. Да и как вообще можно всерьез думать обо всем этом после того, как Франко Москино придумал свое платье – бумажный пакет? Быть человеком-бутербродом от моды — это порой просто смешно. В хорошем смысле.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7