На исторической сцене Большого театра Светлана Захарова представила свою новую программу Amore, костюмы для которой создавал Игорь Чапурин. Рассказываем о постановке и работе дизайнера подробнее
Программа Amore состоит из трех одноактных балетов, поставленных для Светланы Захаровой именитыми хореографами: Юрием Посоховым, Патриком де Баной и Маргаритой Донлон. Каждый отличается от другого, позволяя приме-балерине демонстрировать не только технически совершенное исполнение партий, но и драматические таланты. Первый из трех балетов — «Франческа да Римини» на музыку Петра Чайковского — рассказывает о любви Франчески, невесты, а затем и жены правителя Римини Джанчиотто Малатесте, и Паоло, его брата. Любовь эта, разумеется, трагична — сюжет «Божественной комедии» Данте, на котором основана симфоническая поэма композитора, отправляет их на второй круг ада, туда, где под охраной царя Миноса томятся сладострастники.
«Пока не пошел дождь» — балет, специально поставленный для Захаровой Патриком де Баной, — более абстрактен. Все, что осталось одной женщине и двоим мужчинам (один из них — сам де Бана, второй — Денис Савин), — ждать, пока по стеклам не забарабанят капли, знаменующие собой финал. Эти трое не ответят ни на какие вопросы зрителя, а лишь зададут новые: кто они? что происходит в их жизни? почему всеобъемлющее чувство одиночества не преодолеть никак?
Ирландский хореограф Маргарита Донлон смотрит на людей как на ноты. Повод для такого взгляда ей дали партитуры Моцарта. Композитор, сочиняя свою 40-ю симфонию, перечеркивал хвосты этих самых нот. Этот авторский знак Вольфганга Амадея давал свободу исполнителям, получавшим возможность самостоятельно выбирать, как долго будет звучать та или иная нота. На сцене Захарова вновь в окружении мужчин, которых на этот раз пять. Теперь, впрочем, они видят в ней не женщину, но соперницу, не собирающуюся уступить им ни в чем. «Штрихи через хвосты» — это не пародия, но шутка, рассказанная на языке танца, которая становится финальным восклицательным знаком программы Amore. Как и для Светланы Захаровой, для Игоря Чапурина работа над проектом далеко не дебют. Дизайнер уже в десятый раз создает костюмы для постановок Большого и, к слову, наследует в этом статусе Ива Сен-Лорана, Юбера Живанши и Пьера Кардена.
Игорь Чапурин: «Я создал костюмы для двух балетов — «Франческа да Римини» и «Штрихи через хвосты». Это не первая моя работа с примой Большого театра. Несколько лет назад я был приглашенным художником по костюмам и сценографом балета «Класс концерт», в котором одну из ведущих партий танцевала Света. Позже она стала клиенткой бренда Chapurin, а в этом году предложила мне заняться костюмами для двух одноактных балетов.
Для первой части Amore — балета «Франческа да Римини» — я придумал костюмы, в которых сталкивается эстетика 60—70-х годов прошлого века и средневековая история. Мы много дискутировали с хореографом Юрием Посоховым и пришли к мнению, что нужно сделать визуальный ряд балета довольно модерновым, звучащим максимально современно. Что, собственно, и отразилось в костюмах. Например, я использовал прием раскраски ткани деграде, который уже однажды опробовал на сцене Большого театра, когда работал над костюмами к балету «Предзнаменования».
Второй балет — «Штрихи через хвосты» — визуально выдержан в довольно ироничном ключе. Основная его тема — игра. Она отражается и в костюмах: герои меняют образы, мужчины олицетворяют и ноты, и женское восприятие музыки вообще. А Света исполняет роль музы. Наиболее сложная работа была связана именно с фраками, в которых появляются то танцовщики, то Светлана. Я в очередной раз обратился к практике создания исторических театральных костюмов, но, конечно, модернизировал стилистику прошлого, в какой-то степени привнеся в традиционный крой балетного костюма эстетику haute couture. Именно поэтому все образы балета смотрятся современно, максимально органично, но в то же время остромодно. Работать со Светланой Захаровой и прекрасными танцовщиками, занятыми в проекте, для меня не только большая честь, но и огромное удовольствие. Мы давно дружим со Светой, поэтому понимаем друг друга с полуслова. И очень приятно, что она доверяет мне как дизайнеру и другу. Это сильно помогает в работе, делает процесс создания костюмов легким и невероятно интересным».
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7