Будь водой: интервью с соосновательницей марки посуды из стекла Solid Water

Художник Анастасия Михайленко и реставратор Анатолий Николаев решили работать со стеклом в далеком 2014 году. Сегодня у их совместного бренда Solid Water, базирующегося в Санкт-Петербурге, есть собственное производство и впечатляющий список заказчиков. С BURO. Анастасия поговорила о становлении марки, любимых изделиях и соответствии принципам zero waste.


Анастасия Михайленко

художник, соосновательница бренда Solid Water

КАК ДАВНО ВЫ В ПРОФЕССИИ И КАК ПОЗНАКОМИЛИСЬ С АНАТОЛИЕМ?

В 16 лет я поступила в СПбГХПА имени Штиглица на отделение «Художественная керамика и стекло», которое выбрала по стечению обстоятельств. После обучения пришла к пониманию, что, скорее всего, не смогу найти место в работе с художественным современным стеклом и определить дальнейший вектор движения нужно будет самой.

Во время учебы я работала в ресторанном бизнесе, поэтому о посуде знала всё. Хотя на тот момент связать все имеющиеся навыки и знания воедино не планировала.

Случайность привела меня в сборку витражей. В один из дней познакомилась с Анатолием, реставратором витражей по образованию. У нас двоих был хороший бэкграунд по работе с одним и тем же материалом, что и помогло нам придумать совместный проект.

РАССКАЖИТЕ О КОНЦЕПЦИИ БРЕНДА? ПОЧЕМУ МИНИМАЛИЗМ?

Название Solid Water пришло еще до встречи с Анатолием — на последнем курсе я уже делала украшения из стекла в виде кораллов под этим брендом. «Твердая вода» — своеобразная метафора материала, стекла. Как и вода, оно может существовать в трех состояниях: твердом, вязком и жидком. Учитывая это, можно играть с дизайном предметов. Чем мы уже и занимаемся почти 8 лет.

На самом деле многое в Solid Water мы делаем интуитивно. Сначала у нас не было никакой маркетинговой стратегии, позиционирования. Я до сих пор руководствуюсь интуицией — да простят меня предприниматели с продуманными бизнес-планами. Бренд я вижу в сочетании ремесла, арта и дизайна. У нас получилась небольшая, но сложно устроенная вселенная, в которой существует много путей развития.

Минимализм всегда хорошая идея. Он звучит по-разному в разном контексте. Мы с Анатолием родились и выросли в Петербурге, городе оттенков серого. Вот и наша посуда имеет сдержанную цветовую гамму. Плюс минимализм всегда актуален, он стремится выделить суть предмета, а не прятать его за лишним декором. Минимализм — это сдержанная смелость.

ПОМНИТЕ ПЕРВОЕ ИЗДЕЛИЕ В РАМКАХ БРЕНДА?

Клетчатые блюда. Совсем недавно мы их вернули в ассортимент, но в других размерах и цветовой гамме. А в нашей первой полноценной коллекции были предметы из винных бутылок. На тот момент тема ресайклинга и апсайклинга была новой, она еще не успела стать трендовой. Люди реагировали по-разному. Кто-то искренне удивлялся, что из «мусора» может получиться новый функциональный предмет. А кто-то ругал нас за то, что продаем «мусор» за «большие деньги». Надо сказать, что блюдо из бутылки стоило не больше 500 рублей. Люди не могли оценить наш труд, но мы не сдавались и продолжали заниматься созданием нового.

Наш путь начался в самый разгар кризиса 2014 года, когда рубль резко ослабел. За столько лет мы, как и все остальные предприниматели, пережили не один серьезный кризис. И это, конечно, та еще проверка на прочность. Если честно, я не верю, что люди способны активно развиваться в расслабленной атмосфере. Самый быстрый рост происходит на фоне кризисов и сложных жизненных ситуаций. Сегодня нас поддерживает питерское дизайнерское сообщество. Многие москвичи говорят, что оно сильнее столичного. Думаю, дело в том, что Питер меньше и все друг друга знают.

КАК ВООБЩЕ ПРОИСХОДИТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СТЕКЛОМ?

Сперва — подготовительная работа по проектированию. Мы рисуем эскизы, уточняем размеры предмета и характеристики — все-таки мы делаем предметы для жизни, для ежедневного использования.

В стекле, как и в керамике, есть момент неожиданности. Ты готовишься, проектируешь форму, выбираешь разновидность и толщину стекла, виды обработки, температуру. А дальше эта заготовка, этот кусочек стекла попадает в печь, и там с ним может произойти разное. Несмотря на большой опыт работы со стеклом, мы сталкиваемся с непредвиденным, когда из печи выходит не то, что ожидали. Обжиг происходит при температуре 750–900 градусов, поэтому вмешаться в процесс самого плавления невозможно.

СЕГОДНЯ ВЫ РАБОТАЕТЕ ЕЩЕ И С ДРУГИМИ МАТЕРИАЛАМИ. РАССКАЖИТЕ ОБ ЭТОМ ПОПОДРОБНЕЕ.

Два-три года назад нам стало немного скучно. Часто материалы по-настоящему открываются и начинают «звучать», только когда рядом с ними на контрасте находятся другие. Дерево, камень, металл и текстиль стали отличным дополнением к стеклу, они добавляют тепла.

Мы выбрали несколько ценных пород — дуб, ясень, бук — и стали экспериментировать. Все предметы из дерева имеют спокойный дизайн и сделаны, чтобы быть удобным и грамотным дополнением к нашему стеклу.

Нам нравится работать с натуральными материалами, но это роскошь в наше время. Сейчас появляется множество современных рукотворных материалов, например листовой пластик из переработанных крышечек добра или войлок из пластмассовых бутылок, с которыми тоже интересно взаимодействовать и гармонично внедрять в имеющийся ассортимент.

Работа с новыми материалами развивает нас как дизайнеров, исследователей. У каждого есть свои особенности — это очень любопытно.

А ЧТО С ZERO WASTE? КАК ВЫ ПРИШЛИ К ЭТОМУ ПРИНЦИПУ РАБОТЫ?

Повторюсь, очень многое в этом проекте мы делаем интуитивно, без каких-либо выверенных маркетинговых стратегий. Так и работа со вторсырьем была для нас своеобразной игрой. В 2014-м никто не относился к переработке серьезно. Тренд только зарождался.

Наша цель тогда и сейчас — показать, что предметы из переработанных материалов могут быть качественными, стильными, практичными и не всегда, как следствие, дешевыми. Мы продолжаем ломать стереотип, что переработанный товар — это быстро, дешево и с потрепанным видом. То, что некоторые наши предметы сделаны из винных бутылок или осколков листового стекла собственного производства, только добавляет им ценность, но не является основной целью. И если уж быть совсем честной, то мы прибегали изначально к винным бутылкам как основе для посуды только потому, что средств на стекло не было.

На нашем производстве копится большое количество осколков, и работа с ними — это практичное использование ресурсов, ведь листовое стекло — сравнительно дорогой в закупке материал. После раскроя заготовок остается достаточно большое количество материала, который не идет на производство тарелок, боулов. Так почему мы должны его выкидывать?

Бережное расходование ресурсов — мировой макротренд. Мы как основатели транслируем это. Знаете, Solid Water, как караван верблюдов, просто спокойно в своем темпе продолжает идти и развиваться, прислушиваясь к интуиции. Верю, что мы можем многое сделать как локальный бренд: рассказывать о себе, своем пути, поддерживать локальное сообщество креаторов, получать обратную связь от них и, главное, радовать и вдохновлять.

Лично меня сильно наполняют энергией отзывы людей и успешно выпущенная продукция, которую нам удалось воплотить в жизнь от задумки до реального объекта.

Ольга Шевченко

23.08.22, 13:51