В Брюсселе проходит знаменитая ярмарка искусства BRAFA. Место встречи шедевров и коллекционеров, амбициозных продавцов и азартных покупателей
Мягкая налоговая политика постепенно выводит столицу Бельгии на авансцену мирового арт-рынка. В городе много коллекционеров и старых семейных собраний, все больше европейских галерей и аукционных домов открывают здесь свои филиалы. Город по праву считается Меккой для профессионалов – музейщиков, историков искусства, декораторов, арт-консультантов и реставраторов. Именно поэтому ярмарка искусства BRAFA (Brussels Art Fair), которая проходит в январе и открывает сезон, с каждым годом становится разнообразнее и богаче.
В 59-й сессии (BRAFA существует с 1955 года) участвует 131 галерея. Большинство стендов делят между собой бельгийские и французские продавцы искусства, почти равное количество участников представляют Германия (5,4%), Швейцария (7,5%) и Англия (7,5), чуть меньше итальянцев (4,3%), есть галереи из Канады, Люксембурга, Дании, Венгрии и Австрии, два российских предприятия выступают как международные галереи Kunstberatung и Fine Arts SVB.
Желая подчеркнуть открытость для новых участников, которые в силах представить произведения высокого класса и готовность принимать искусство любых эпох, ярмарка сменила имидж. В предыдущие годы на афишах BRAFA красовался фрагмент синего тюрбана с полотна Яна ван Эйка, теперь остался лишь синий цвет.
В рейтинге международных праздников искусства брюссельский занимает почетное место и славится уникальным предложением, интересным как для коллекционеров, так и для декораторов. Президент ярмарки Харольд Т'Кинт де Роодебеке отмечает привлекательный диапазон цен: "Галеристы представляют произведения от 1000 евро до 2 млн. Оценить общую стоимость шедевров, представленных на BRAFA, невозможно! Так же трудно, как сосчитать все песчинки на пляже в приморском Кнокке".
На стендах вся история искусства: доколумбова мексиканская скульптура, древнеегипетские статуэтки, белофонные греческие лекифы, римская мозаика и этрусские зеркала, древнерусские иконы и средневековая деревянная скульптура, иллюминированные рукописи и комиксы, предметы мебели ар деко и коллекционный дизайн. Полотна старых мастеров на BRAFA представляют национальные школы Италии, Франции, Голландии, но предложение по живописцам фламандской школы XVI–XVII вв. — самое хлесткое и соблазнительное.
Гуляя по ярмарке, можно вспомнить все перипетии европейского искусства XIX–XX веков, а также основательно погрузиться в историю бельгийской живописи, цены на полотна Джеймса Энсора, Леона Спиллиарта, Рене Магритта, скульптуру Константина Минта приближаются к ценам на их французских современников. Недавно открытый в Брюсселе великолепный новый музей Fin-de-Siecle подогрел ажиотаж вокруг бельгийских мастеров рубежа веков.
Шесть галерей специализируются на ювелирных украшениях и драгоценных камнях. Заинтересованные дамы осаждали стенды Epoque Fine Jewels, прицениваясь к иcторическим колье Сartier, брошам и кольцам Boucheron и Mauboussin. Женевская Bogh-Art поддерживает свою репутацию не только обилием бриллиантов на стенде, но и фантастическим культуртреггерским проектом. На средства фонда была выкуплена и отреставрирована вилла ар деко в Брюсселе, теперь в ней проходят кураторские выставки. Прелестная галерея Librairie Signatures привезла подписанные фотографии знаменитостей, автографы и листы знаменитых рукописей. Как магниты притягивают знатоков и праздную публику трогательная карточка Уинстона Черчилля 1908 года, рукописные страницы партитур Моцарта, Верди и Вагнера.
Среди новых участников ярмарки лондонско-парижское предприятие Сarpenters Workshop Gallery, неутомимый пропагандист современного коллекционного дизайна, датская галерея James Baurie Kunsthandel и «отдел продаж» легендарной сервской фарфоровой мануфактуры Cite de la ceramique.
Каждый год BRAFA приглашает принять участие в качестве почетного гостя один из музеев Бельгии. Увлекательную экспозицию представил Королевский музей центральной Африки в Тервюрене, закрытый в декабре 2013 года на длительную реставрацию. Маски, тотемы, украшения и предметы утвари подчеркивают одну из традиционных специализаций Брюсселя, богатого галереями, торгующими африканским искусством.
Галеристы экспериментируют с экспозицией на стендах. Парижская Сhenel выставила изумительные памятники античности на фоно фотографий с черно-белыми изображениями этих же памятников. Брюссельский продавец муранского стекла Marc Hiermans центральные витрины посвятил вазам Флавио Пило 1950-х годов. Парижская галеристка Флоранс де Вольдер (Florance de Voldere) продолжает свою фирменную практику: подсвечивает полотна фламандских живописцев XVII века так, чтобы они выглядели светящимися лайтбоксами. Конечно, бельгийский антиквар и декоратор Аксель Вервордт, разделив свой стенд на паркетную и бетонную части, снова заинтриговал публику и дал пищу для размышлений как любителям искусства, так и охотникам за артистичным интерьером. Очевидно, что многие галереи соревнуются в изысканности и сложности оттенков поверхностей, на которых экспонируются шедевры, ведь бельгийские музеи искусства славятся невероятно эстетской палитрой стен.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7