Известный предметный и промышленный дизайнер Дима Логинов о том, что лофт, вопреки расхожему мнению, это вовсе не стиль, а место, где нужно отказаться от любых интерьерных стереотипов
Недавно, переключая отечественные телеканалы, я случайно наткнулся на интерьерную передачу об оформлении квартиры «в стиле лофт». Это был редкий случай, когда я досмотрел шоу до конца, хотя, если вы читали мой ранний материал, то хорошо знаете, как я отношусь к такого рода ТВ-программам. Однако здесь меня сильно зацепила заявленная тема, а также то, с каким ограниченным набором приемов работали задействованные в проекте дизайнеры. Сложилось впечатление, что ребята застряли где-то в самом начале развития лофтового дизайна и не заметили, как далеко вперед ушло это направление на Западе.
Нужно сказать, что само по себе понятие «стиль лофт» уже вызывает вопросы. Лофт — это характеристика недвижимости, это бывшее промышленное пространство, где обустроены апартаменты, галерея, офис, ресторан и т. д. Интерьер «в стиле лофт», по сути, такая же бессмыслица, как и интерьер «в стиле квартиры», «таунхауса» или «русской баньки». Мне возразят, что у «стиля лофт» есть отличительные черты, которые его определенным образом характеризуют. В школах интерьерного дизайна проводят даже целые курсы, рассказывающие об этом «стиле» и обучающие студентов использовать соответствующие приемы в оформлении: открытая проводка, коммуникации наружу, кирпичные стены, промышленные светильники и т. д. Недавно я был в загородном доме. Там была и открытая проводка, и кирпичные стены, и даже светильники, имитирующие промышленные образцы. И знаете, что я вам скажу? Это была обычная русская дача на шести сотках, хотя имела основные формальные признаки «стиля лофт».
Так почему же дизайнеры настойчиво используют одни и те же штампы, мало имеющие отношение к современным лофтам? На своих мастер-классах, будь то разговор о трендах, интерьерах или предметном дизайне, я всегда начинаю с одного и того же совета: учитесь у первоисточника. Не повторяйте клише, навязываемые местными дизайнерами, ведь последние часто плохо знают предмет. В случае с лофтами стоит посмотреть на западные интерьеры и в первую очередь, конечно, на американские. В странах с развитой индустрией интерьерного дизайна никому и в голову не придет имитировать лофт в обычном жилом доме или современном небоскребе. Говоря о лофте, мы всегда должны иметь в виду именно бывшее промышленное здание (а иногда амбар, склад, водонапорную башню и даже церковь). Для иных случаев, дабы интерьер не выглядел нелепо, стоит подобрать более подходящий стиль.
Распространение лофты получили после Великой депрессии в Нью-Йорке, когда бывшие фабричные здания начали заселяться художниками и представителями богемы. Новые хозяева превращали цеха, склады и типографии в просторные апартаменты-студии, главными достоинствами которых были невысокая стоимость, огромные окна и высокие потолки. В те времена действительно никто не придавал значения дизайну интерьера лофтов, гораздо важнее были создававшиеся и выставлявшиеся там работы, проходившие там перформансы и выступления. И это, пожалуй, самое главное, что упускают молодые дизайнеры сегодня, зацикливаясь на открытых коммуникациях, кирпичных стенах и проводке наружу. Арт — неотъемлемая составляющая эстетики лофтов. Предметы создаваемого или приобретенного современного искусства являются основой и, если хотите, душой лофта, особенно если речь идет о жилом пространстве.
в странах с развитой индустрией интерьерного дизайна никому и в голову не придет имитировать лофт в обычном жилом доме или современном небоскребе
Другая, по-своему наивная ошибка, которую совершают наши дизайнеры, оформляющие лофты или их имитации, — наполнение интерьера новыми предметами из специализированных магазинов. Вы заметили, что такие пространства почти всегда представляют собой клоны самих магазинов, в которых приобретались эти вещи? Это зачастую выглядит искусственно и фальшиво.
К счастью, в России ситуация с развитием лофт-пространств сдвинулась с мертвой точки. И хотя интерес к подобным проектам у девелоперов смещен пока больше в сторону коммерческой недвижимости, появляются очень интересные кварталы, в том числе и жилые. Я сам живу на улице, где лофтов больше, чем обычных жилых домов, хотя это скорее исключение для Москвы.
Так что же такое современный лофт? Если вы хотите по-настоящему разобраться в этом вопросе, готовьтесь к тому, что придется много чего посмотреть — понадобится перелопатить массу визуальной информации. Зайдите, к примеру, на сервис Pinterest и вбейте ключевые слова modern loft — вашему вниманию предстанет объемная картина лофтовых интерьеров. Почти безграничные массивы информации, посвященной современному дизайну интерьера. При этом помните, что самым главным достоинством лофта является большая или нестандартная площадь, большие окна и высокие потолки. Достоинство невысокой цены осталось, к сожалению, в далеком прошлом. Именно большое пространство — самый лучший «холст», на котором можно «написать» интерьер с индивидуальным характером, выгодно представить в нем предметы современного искусства, коллекцию винтажной мебели, одежды и пр.
И забудьте о набивших оскомину «приемах создания стиля», которые вам навязывают телешоу. Совершенно необязательно открывать коммуникации, размещать винтажные провода поверх кирпичной стены и заливать бетоном полы. В мире столько замечательных интерьеров, созданных в бывших индустриальных зданиях по совершенно другим принципам (например, The Conservatorium Hotel в Амстердаме), что становится понятно, что лофт — это не стиль, а место, где он проявляется особым образом.