Школы ремонтов: почему российские телешоу об интерьерах проигрывают западным
Новая колонка Димы Логинова
Не так давно одна девушка, представившаяся продюсером телевизионного интерьерного шоу на одном из отечественных телеканалов, была изумлена (и даже как будто лично оскорблена) моим отказом принять участие в записи очередного шедевра интерьерной мысли. На мой вежливый, хотя и довольно прямолинейный ответ о том, что шоу «не совсем в моем формате», девушка начала писать грубости и даже не старалась быть вежливой. Она, наверное, у них там новенькая, подумал я тогда. И предыдущие продюсеры ничего о моих прежних отказах ей не доложили. А может, для большинства дизайнеров участие в такого рода программах — это огромная честь или, что еще хуже, несбыточная мечта?
Много лет подряд я проводил в России мастер-класс, который назывался «Основные ошибки начинающего дизайнера». Он пользовался большим успехом. Некоторые мои тезисы ломали благодушное представление аудитории о качестве контента, которым в изобилии накачивают неокрепший коллективный мозг отечественного интерьерного дизайна телеканалы и некоторые журналы. Но самое поразительное, что я узнал для себя на этих многочисленных встречах, — это то, что никто не знаком с западными аналогами телевизионных программ, качество которых на порядок выше всех этих незамысловатых гипсокартонных шоу.
Вам никогда не казалось, что, несмотря на амбициозность и самоуверенность отечественных телеканалов, настаивающих на том, что их программы об интерьерах уникальны и ни на что другое не похожи, последние все однотипны и приторны? Лично меня всегда удивляло, почему телепродюсеры не сделают действительно первоклассный проект, оторвавшись тем самым от конкурентов. Отчего же им не снять живой процесс создания интерьера, со всеми сложностями и ошибками, выходами из непредвиденных ситуаций? Когда я вижу дизайнеров, похожих на говорящие картонные фигурки, старающихся выглядеть естественно перед камерой (а это невероятно сложно, ведь дизайнеры — не актеры), я задаюсь вопросом: почему же не снять их как есть, вовсе исключив все эти постановочные диалоги? Вы не ловили себя на мысли, что самые живые и интересные моменты случаются тогда, когда «заказчики» недовольны проектом? (Лично я видел всего один такой выпуск.)
Когда я вижу дизайнеров, похожих на говорящие картонные фигурки, старающихся выглядеть естественно перед камерой, я задаюсь вопросом: почему же не снять их как есть, вовсе исключив все эти постановочные диалоги?
Впрочем, не будем больше ругать отечественные шоу — в конце концов, их действительно смотрят миллионы простых людей, мечтающих об уютном уголке в своем доме. Лучше приведем несколько примеров западных интерьерных программ — некоторые даже показывались в России на кабельных каналах.
Британское шоу Grand Designs шло у нас несколько лет (в русском варианте «Истории дизайна») на телеканале Discovery Travel & Living. В нем есть то, чего мне так не хватает в отечественных шоу, — истинный дизайн. Обычно съемки продолжаются полгода, и в каждом выпуске мы следим за возрождением интерьеров викторианской эпохи и процессом создания ультрасовременных лофтов, возведенных в бывших амбарах и мельницах. Мы переживаем из-за неудач героев с перерасходом бюджета и ошибками в проектировании. Бессменный ведущий программы Кевин МакКлауд, человек, знаменитый во всей Британии, наблюдает за процессом создания интерьера, как правило, от начала и до конца. Но только наблюдает! Он ничего не дарит героям, в его задачи не входит давать советы или привлечь к проекту спонсоров. Более того, довольно часто ведущий критично отзывается о ходе работ и выбранной стратегии героев по созданию интерьерного или архитектурного проекта. Но если в ходе стройки героев шоу охватывают ужас и паника, ведущий отвозит отчаянных на какой-нибудь аналогичный, успешно реализованный объект (иногда и за пределы страны), чтобы приободрить удачным примером.
Довольно часто в Grand Designs занимаются восстановлением помещений. У телепроекта достаточно много выпусков, во время которых в полуразрушенных зданиях создают современный интерьер: бережно реставрируют каждую историческую деталь, подыскивают подходящие старинные материалы, проходят (или не проходят) все немыслимые бюрократические процедуры, разрешающие реставрацию исторического объекта, и так далее. Но, конечно, самое ценное в этой программе — это люди, личности, которые и создают эту уникальную интерьерную мозаику британского стиля (и, не побоюсь этого слова, вкуса).
Если вам понравится этот проект, обязательно посмотрите также его австралийскую и новозеландскую версии — Grand Designs Australia и Grand Designs New Zealand.
На том же самом Discovery Travel & Living показывали еще один очень неплохой проект под названием Super Homes — параллельно с Grand Designs. Как правило, в шоу демонстрировались уже законченные интерьеры богатых людей со всего мира. Несмотря на довольно простой, обзорный характер передачи, зрители видели много действительно неплохих интерьерных концептов.
Замечательную программу делают американцы на канале Bravo TV. Она называется Million Dollar Decorators. Четверо топовых дизайнеров — Мартин Лоуренс-Баллард, Кэтрин Айрлэнд, Джеффри Алан Маркс и Мэри МакДональд — создают интерьеры для знаменитых заказчиков в течение двух сезонов (всего вышло 16 эпизодов). Это настоящее реалити-шоу, где личная жизнь дизайнеров неотделима от их работы, где многомиллионные бюджеты сопряжены с колоссальными рисками и давлением, ссорами и примирениями, тонкостями психологии отношений звездного дизайнера и звездных заказчиков, срывами проектов и их блестящими реализациями. Это динамичное и живое действо, которое будет любопытно всем, кто влюблен в интерьеры и кому действительно интересно, как декораторы работают в реальной жизни. Причем совершенно неважно, профессиональный ли вы дизайнер или просто любите красивые дома и вещи, — вам будет на что посмотреть.
Возможно, мои примеры кому-то покажутся неубедительными, но они наверняка продемонстрируют вам другой, отличный от привычного взгляд на интерьер. А может, вы поделитесь со мной своими любимыми программами, которые вас вдохновляют и о которых мало кто знает. В любом случае, я желаю нам всем приятного просмотра.