Миланский салон и главный тренд десятилетия

New retro

В середине апреля есть всего одно место в мире, куда любители дизайна стекаются сотнями тысяч, а возвращаются домой с чемоданами каталогов, образцами материалов и полным набором впечатлений от увиденного. И это, конечно, мебельная выставка Salone del Mobile в Милане, или коротко iSaloni

Ни одно событие в области дизайна не способно сравниться по масштабности с тем, что происходит в Милане. И дело не только в iSaloni. Весь город на неделю становится гигантской площадкой для презентаций, инсталляций и архитектурных выставок: коктейли, церемонии награждения, интервью, вечеринки. В магазинах, в ресторанах, тут и там встречаются журналисты с красными сумками на колесах с надписью iSaloni. На каждом шагу сталкиваешься со звездными дизайнерами. Отели и авиакомпании поднимают цены в несколько раз, а очереди желающих сесть в такси часто растягиваются на сотни метров. Невозможно ошибиться — в Милане проходит главная мебельная выставка планеты и неделя дизайна.

Не могу сказать, что Милан входит в число моих любимых городов, но в апреле этот город становится наиболее желанным для меня местом. И конечно, мебельная выставка iSaloni — это самая престижная площадка для дизайнерских премьер. Большинство моих предметов, созданных для итальянских брендов, были впервые показаны именно на iSaloni в Милане. От того, насколько ярко будут представлены новинки в Милане, зависит успех коллекций на многие годы вперед. 

В этом году iSaloni отмечает свое 55-летие. В рамках выставки прошел Международный салон мебельных аксессуаров, а также две биеннале: Международный салон кухонной мебели (EuroCucina) и Международный салон ванных комнат (Salone Internazionale del Bagno). Не хватит и нескольких дней, чтобы обойти все 24 павильона. Это настоящее дизайн-сафари может быть изнуряющим, но, несомненно, очень вдохновляющим.

Все мои новинки будут представлены на iSaloni лишь в следующем году, поэтому сегодня я в Милане в необычной для себя роли — колумниста Buro 24/7. А приехал я сюда выяснить, что изменилось за год в трендах, цветах, формах и материалах и куда движется мебельная индустрия и дизайн в целом. Лучшего места для исследования точно не найти.

Первое, на что сразу обращаешь внимание, — новый дизайн стендов. Несколько прошлых лет даже топовые бренды не обновляли внешний вид своих площадок, и это явно было связано с кризисом. В этом году все иначе: все стенды полностью изменены, а в коллекциях множество новинок. Что косвенно подтверждает вывод: европейский рынок оправился. И это отличная новость!

Самое главное и предсказуемое открытие с точки зрения дизайна, которое моментально замечаешь: тренд new retro завладел умами подавляющего числа производителей. При входе на любой стенд современной мебели можно смело закрыть глаза и назвать несколько основных признаков этого тренда, которые присутствуют среди новинок. С большой вероятностью вы попадете в точку. Это всегда будет сочетание мрамора, латуни и бархата пыльных оттенков.

Причем комбинировать все эти элементы — абсолютно коммерческий ход. Это не плохо и не хорошо, на то он и тренд, чтобы большинство ему следовало. Но удивительно, что даже топовые бренды не смогли распознать его раньше, а начали активно применять эти идеи только сейчас, когда тренд на пике. Разумеется, это означает его скорый спад и забвение.

Здесь необходимо отойти в сторону и немного подробнее остановиться на самом тренде, тем более что он оказался одним из наиболее масштабных и влиятельных за последние десятилетия. Как это часто бывает с тенденциями и стилями, наиболее ярко и точно им задают тон декораторы, а не мебельные бренды. И в дизайне интерьера с тенденцией new retro так и случилось: прошло уже несколько лет, а она все еще не сдала своих позиций. Но, чтобы понять, откуда вообще взялось это повальное увлечение винтажем и ретро в дизайне интерьеров, нужно отойти еще на шаг назад и посмотреть шире. Удивительно, но мебель и интерьеры в стиле new retro всего лишь часть глобальной тенденции, в основе которой лежит... хипстерская культура. Все началось именно с хипстеров, отращивания бород, с винтажных вывесок кафе, пикников и бургерных, хипстерских изданий, Instagram и твидовых велосипедных прогулок.

Удивительно, но мебель и интерьеры в стиле new retro всего лишь часть глобальной тенденции, в основе которой лежит... хипстерская культура

Эта культура сначала оказала колоссальное влияние на стрит-фэшн, видеоиндустрию, графический дизайн (посмотрите на любое модное кафе, парикмахерскую или агентство, да что далеко ходить: на логотип Buro 24/7 ), а уже потом стала настолько заметной, что ее правила приняли декораторы и предметные дизайнеры. Даже я, дизайнер не слишком склонный ностальгировать, выпустил в Италии несколько коллекций под влиянием этого тренда. А одна из них прямо так и называется — Nostalgia. Признаюсь, с моей стороны это был абсолютно продуманный ход, неудивительно, что именно та коллекция стала главным бестселлером из всего, что я когда-либо придумал.

Конечно, можно посмеиваться над изнеженными бородачами в укороченных штанишках, с татуировками в виде кругов и параллелепипедов (и когда-нибудь нам покажется все это безумно нелепым, так же как сегодня нам кажутся нелепыми прически и одежда 80-x), но все же стоит отметить, что именно хипстеры положили начало глобальному движению и множеству интересных решений.

Декораторы, подхватившие эту тенденцию и талантливо развившие идеи до серьезного направления в дизайне интерьера, чаще всего никакие не хипстеры. Но они одни из первых прочувствовали тренд, его возможности по-новому переосмыслить старые приемы, и, главное, они отлично понимают потребности новой аудитории, которая готова платить. Декораторы вроде Жан-Луи Денио, Gilles & Boissier или, например, Жозефа Дирана пришлись как нельзя кстати. Пресса влюбилась в них. А если пресса в кого-то или что-то влюблена, моде на это — быть!

Меня часто спрашивают, чем же тогда new retro отличается от интерьеров, созданных в винтажном стиле, которые, например, очень популярны в США. Вот именно этим — новой аудиторией. Винтаж и ретро всего лишь инструмент, повод рассказать историю совершенно по-новому относительно молодой аудитории. По сути, new retro — это тренд (а может быть, уже и стиль), который адресован молодым.

Я уже упомянул несколько признаков new retro, среди которых на самой вершине стоят мрамор (часто матовый), латунь и бархат. Но есть здесь место и другим приемам: тут и классическая разбивка стен в современном интерьере, и деревянные панели на стенах, деревянные столешницы с грубыми необработанными краями, часто отсутствие штор на окнах, каминные порталы, имитации винтажных люстр итальянского дизайна 60—70-х годов, крупногабаритный арт на стенах (желательно из латуни или меди), «пыльные» пастельные оттенки в отделке и текстиле (впрочем, часто в сочетании с яркими и глубокими тонами: рыжим, горчичным, темно-синим и глубоким изумрудным, — обои (часто с преувеличенно крупным рисунком), металлизация с оттенками бронзы и золота, включая розовое золото, винтажные лампы накаливания, предметы с блошиных рынков, использование толстой кожи в отделке, крупных многогранников в напольной плитке, предметы custom made, нарочитое отсутствие брендированных предметов, меха, серебряных оттенков в предметах (включая сантехнику).

Одним из первых производителей, сделавших имя на этом тренде, был португальский Menina Design Group, с люксовыми брендами Delightfull, Boca Do Lobo, Brabbu и другими. Именно эти бренды заставили дизайнерский мир обратить серьезное внимание на латунь и золотой оттенок в отделке в целом. Мало кто сегодня помнит, но еще 7—8 лет назад золото в интерьере казалось дурным тоном. То, что сделали португальцы, было очень смелым и существенным движением в сторону развития тренда. Хорошо помню, как любой разговор со знакомым декоратором или дилером в то время начинался с вопроса: «А ты видел, что сделали в Delightfull?».

Поскольку я много работаю с итальянскими фабриками, для меня всегда было большой загадкой, почему они так долго не замечают это веяние. Но лучше поздно, чем никогда. И вот iSaloni-2016 демонстрирует настоящий пик «нового ретро». Здесь и обычно умеренный Minotti с мраморными столиками, окантованными огромными латунными стенками, и Poliform со множеством бархатных обивок модных «пыльных» оттенков. На выставке повсеместно встречается множество икон дизайна в новых оттенках и материалах, например знаменитый стул дизайнера Джо Понти для Molteni&C в новой обивке в серо-розовом цвете или «Красно-синий стул» Геррита Ритвельда, который перестал быть красно-синим на стенде, — Cassina выпустил его в модном тоне «пыльная мята».

Cтул дизайнера Gio Ponti для Molteni&C

«Красно-синий стул» Геррита Ритвельда

Много бархата цвета сочной горчицы показал B&B Italia, а Imperfetto Lab довел «золотую» тему до абсолюта, представив свое «золотое» кресло Nido.

Но, повторюсь, в этот раз можно было более-менее безошибочно предсказать все, что покажут на большинстве стендов. Впрочем, это нисколько не разочаровывает. Наоборот, ставит главный и пока неразрешимый вопрос: что же будет дальше, после забвения очередного фаворита? Однозначный ответ пока дать сложно. Слишком неочевидны попытки дизайнеров задать новые направления и эксперименты с ними. Логично было бы предположить, что на смену сегодняшнему богатому на материалы и цвета декоративному стилю снова придет умеренный минимализм с акцентом на экологичность. Скорее всего, в моду снова вернется белый цвет. И уж совсем легко предсказать, что золотые айфоны и макбуки, равно как латунные смесители, золотые дверные ручки и медные подносы, через несколько лет будут восприниматься как недоразумение в современных интерьерах. Но сегодня это кажется красивым.

«Золотое» кресло Nido

Дима Логинов

19.04.16, 16:45