Интересное с выставки Maison & Objet
Руководитель собственного Дизайн-лектория, критик и историк дизайна Ольга Косырева взялась за еще один проект — колонку о современном дизайне на Buro 24/7. Кандидат филологических наук, в прошлом редактор таких журналов, как AD, Vogue, Interni, Objekt©Russia, Ольга Косырева писала статьи о дизайне для журналов Tatler, Robb Report, Elle Deluxe, "Афиша" и многих других. Сейчас ее обзоры можно найти в Forbes, InStyle, AD и "Интерьер+Дизайн". Теперь и на Buro 24/7 каждую среду Ольга будет рассказывать о новинках, тенденциях, громких именах, выставках и важных событиях в мире современного дизайна.
Темой первой колонки стал стиль 1950-х: тонкие ножки, фанера, закругленные формы и яркие акценты, рассмотреть которые можно на примере новинок выставки Maison & Objet, прошедшей в Париже в конце января.
Norman Copenhagen
Ligne Roset, Upside Down и C.Ghion
Середина ХХ века — время оптимизма и новой, молодой энергии. Дизайнеры тогда стремились нести людям радость и помочь им забыть все тяготы военного времени. Хотя, если окинуть мысленным взором дизайн ХХ века, то 1950-е покажутся, пожалуй, скучными: никаких революций, никакой роскоши, никакого тебе буйства красок и разнообразия форм. Вместо них — сиденья из гнутой фанеры на тонюсеньких, как у муравьев, ножках. Закругленные углы, еще не осмеливающиеся стать круглыми. Скромные буфеты с раздвижными дверцами. Грубоватые, с болтами наружу, столы, у которых не то что декора нет — так вообще нет ничего, кроме самого "скелета". Мир все еще жил в условиях строгой экономии, поэтому в ход шли простые материалы: фанера, обычная и крашеная, дерево доступных пород, однотонные обивочные ткани.
Hay
Hay
Сейчас эта "изобретательная бедность" воспринимается как особый стиль, и его скромность и естественность пришлась нашему времени очень ко двору. Подражания и интерпретации стиля 1950-х — самая мощная тенденция последних лет, и на Maison & Objet она была представлена как никогда широко. В павильоне под названием Now! Design a vivre наблюдалось удивительное единство: французские, английские, португальские, голландские, датские марки, как будто сговорившись, выставили мебель скромную, невыспреннюю, очень "ненадуманную", не стремящуюся к эффектности, а в чем-то привычную, отсылающую к не очень далекому прошлому. Ее формы — скругленные, как будто обмыленные и очень легкие даже на вид, материалы — самые естественные: натуральный дуб, вяз, береза, а мягкие обивки — однотонные и простых, понятных цветов, не требующих пояснений. Оригинальные интерьеры в таком стиле многие из нас видели в детстве, и их все еще можно встретить в старых московских квартирах.
Matthew Hilton для De La Espada
Однако ни в коем случае не надо воспринимать сегодняшние новинки как ретро: ни о каких повторах речь не идет, все предметы сделаны с учетом современных требований — не только к качеству и функционалу, но и к стилю. Дизайнеры именно что переосмысливают эстетику того времени и делают это в сходных обстоятельствах: после кризиса 2008 года многое стало выглядеть по-другому — и роскоши напоказ больше нет места ни в моде, ни в гастрономии, ни в интерьерах, ни в жизни в целом.
GUBI Greta Grossman
Абсолютно в духе этой тенденции к скромности, которая родом из 1950-х, была мебель на стенде крупнейшей французской марки Ligne Roset: в их большой новой коллекции есть и письменный стол Litho, и стулья VIK и Tessa, и ваза Upside Down, идеально соответствующие эстетике тех лет. Светлое дерево, мягкие обивки и округлые формы отличали и мебель французской Alki — кооператива из страны басков. Даже простые по конструкции стеллажи на их стенде были составлены из комбинации деревянных полок и деталей, обтянутых тканью, причем и те, и другие — с закругленными углами. А старинная семейная фирма Perrouin вышла к публике с новой коллекцией, спроектированной дизайнером Жан-Марком Гади, который в этом году также сделал несколько люстр для Baccarat.
Британцы из Case и Pitch порадовали спокойной и продуманной деревянной мебелью, а Pitch — еще и красивыми цветочными принтами на креслах. Датчане из компании Gubi выставили среди прочего перевыпущенную в прошлом году классику — коллекции 1940-50-х годов дизайна Жака Адне и Греты Гроссман. Они не так "скромны" по материалам — Адне в 1940-е работал на Hermes и в своем дизайне использует кожу, но по стилю — абсолютно "в тему".
BoxSofa
Открытием выставки стали португальские фирмы Branca Lisboa и De La Espada (о португальцах в дизайне вообще-то ничего не было слышно еще десять лет назад, но сейчас хороший вкус и высокая культура ремесленничества выдвигают их в авангард мирового дизайна). Первая компания — совсем новая, ей всего три года, но ее основатель и арт-директор Марко Сауза Сантос считается одним из лучших дизайнеров своей страны. Вторая — более крупная и авторитетная, и она привезла в Париж целых три коллекции, разработанные тремя очень хорошими авторами — британцем Мэтью Хилтоном, турецким дизайн-бюро Autoban и датчанами из Soren Rose Studio. В них заметно влияние и скандинавского дизайна середины ХХ века, и современного экологического стиля, и дерево использовано не только светлое, но и более насыщенных цветов — орех, например. Однако впечатление от их стендов все то же — легкость, продуманность, "человечность" каждой вещи.
De La Espada, Autoban
Все перечисленные новинки так же, как их предшественники и прообразы, наполнены жизненной силой и духом оптимизма. Они объединены каким-то настоящим, честным подходом. В них нет пафоса, и они не стремятся произвести на своих потенциальных пользователей какое-то излишне сильное впечатление — они скорее умиротворяют, чем поражают. И это особенно удивительно: ведь еще восемь-десять лет назад главным в дизайне считался именно wow-эффект.
Ligne Roset
De La Espada, Autoban
Normann Copenhagen
Pinch
Branca-Lisboa
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7