(Ультра)модная Япония: гид по ритейл-пространствам от Ивана Тенграна
Все чаще видим в социальных сетях манящие снимки локаций Азии коллег и друзей BURO. Основатель ювелирной марки 10.Gran Иван Тенгран не стал исключением. Попросили дизайнера рассказать, какие пункты для посещения в Японии стоит внести в список must have для всех любителей моды.
Япония была моей давней мечтой, поэтому к нашей первой встрече собрался нескромный список с избранными местами. Навязчивая идея увидеть сразу все запланированное быстро отступает, когда понимаешь специфику и колоритность культуры. Так что хочется предупредить всех читателей и собирающихся, что за одну поездку это будет просто невозможно. Нужно сделать глубокий вдох-выдох и расставить приоритеты.
Материал хочу посвятить японскому ритейлу как образцовому. Так как сейчас мы с командой строим новый дом для 10.Gran, особенно важно было понаблюдать, какие решения используются в ритейл-пространствах и как они устроены на другом конце света. В гиде предлагаю маршрут по самым интересным точкам на карте Токио и Киото, а по пути обязательно заглянем в пару-тройку раменных.
Начать серию ритейла хочется, пожалуй, с самого оживленного и любимого мной токийского района — Аоямы, где, собственно, и находится большая часть интересующих меня бутиков.
Первая остановка состоится в главном японском бренде — Comme des Garçons. Признаться, посещение бутика стало поворотной точкой в любви к марке. При всем понимании важности вклада Рей Кавакубо в мировую историю моды, для меня это был в большей степени музейный дизайн. А потом оказываешься в пространстве, где каждый консультант и посетитель с ног до головы одет в сложные деконструктивные фантазии, и невольно заражаешься желанием экспериментировать. Через пару мгновений направляешься в металлическую примерочную, немного расстроенный, потому что размеры XL — редкость для японцев. В итоге все закончилось неожиданно — купил кольцо, а я давно не ношу никаких украшений, кроме своих.
Проскользнув через волнистые фасады бутика CDG, оказываемся в концепт-пространстве южнокорейского бренда Gentle Monster. Спойлер: на входе вас встретят три 2-метровых робота-лица. Вместе с этим гигантским великолепием, заполнившим пространство бутика, создается ощущение визуального перформанса, так что даже забываешь, что здесь еще можно купить очки.
К слову, о перформансе. Здесь буквально на ваших глазах разыгрывается одна из культовых коллабораций бренда с Maison Margiela — робот-человек, полностью одетый в Margiela, приветствует товарища-робота из Gentle Monster.
Во время шопинга в Studio Nicholson я познакомился с продавцом-консультантом — очень обаятельным и милым парнем, — у которого спросил совет насчет лучшего рамена поблизости. Он поделился локацией совершенно не модной, но зато безумно вкусной. Делюсь и я.
Новым форматом знакомства с творчеством великого архитектора Джона Поусона станет следующая остановка — флагманский магазин Jil Sander, который он спроектировал совместно с креативными директорами Люси и Люком Мейер. Снаружи фасад облицован мелкой традиционной плиткой, а сплошное витринное окно погружает вас в пространство бренда еще с улицы. Нарочитая простота интерьера дополнена необычными решениями, отсылающими к главным референсам архитектора. Взгляд сразу же зацепился за аудиосистему Дитера Рамса, которая стоит внутри как отдельная инсталляция. Мне такое очень близко, потому что часто вдохновляюсь промышленными формами и технологичным дизайном.
Теперь перенесемся в бруталистский мир ювелирного Tom Wood, который открыл двери всего пару месяцев назад. Воплощение строгого минимализма со всей его уместной простотой дополнено индустриальными мотивами — стеклянные и стальные панели, зонирующие интерьер бутика, скользят друг по другу и создают ощущение спокойного и текучего пространства. Особенно впечатлили шкафы-витрины с украшениями, которые катаются по бетонному полу по специальным рельсам. Дико понравились стулья, сколоченные из алюминиевых реек. Кстати, вся мебель здесь выполнена из переработанного металла, а из-за сплошных окон пространство почти всегда залито естественным светом.
Еще одна классная и неочевидная точка в Аояме, где собран японский дух и разные дизайнеры со всего мира, его отражающие, — магазин Context.
Среди множества бутиков, огибающих многоликий район, его я заметил абсолютно случайно. Здесь собраны архивные вещи редких и достаточно нишевых марок, которые расположились в небольшой бетонной комнате на втором этаже здания. Темная атмосфера пространства создает ощущение постепенно обволакивающей томности. На входе меня сразу встретила улыбка владельца, очаровательного парня, который ловко сопроводил меня и мой покупательский опыт. Несмотря на то что все размеры были по-прежнему малы, мне достался очень красивый ремень длиной больше двух метров от израильского дизайнера Hed Mayner. В общем, моя сердечная рекомендация. Обязательно сохраняйте адрес.
Завернув в район Сибуя, мы отправляемся в Archive Store, где можно встретить абсолютно фантастическую и небольшую коллекцию подиумных вещей Maison Margiela времен самого Маржелы. А еще впечатлиться очень красивым коллекционным платьем Comme des Garçons и архивами Yohji Yamamoto 80-х годов. Вообще, этот магазин — уникальное место для ценителей японского настроения в дизайне. Чувство, что находишься в настоящем музее. Вещи здесь расположены на отдельных рейлах, как арт-объекты, и скорее напоминают выставочные витрины. И стоят они, конечно, по-музейному. Список дизайнеров, кстати, постоянно обновляется — его всегда можно отследить на сайте.
За вторым раменом мы отправимся на –1-й этаж торгового центра Shibuya Parco — Jikasei Mensho. Честно, не помню, как я нашел эту точку, она просто рандомно оказалась на моей карте. И здесь случился самый вкусный рамен, который я когда-либо пробовал.
А дальше следуем в главный рабочий и индустриальный район с токийскими небоскребами — Гинзу — и посмотрим на брутального стеклянного монстра в облике Hermès, где расположилась штаб-квартира модного дома. 13 тысяч стеклянных ячеек сложились в 10-этажную витрину, создав эффект стеклянной кожи, затянувшей внутреннее пространство магазина. Для реализации этой задумки архитектору Ренцо Пиано потребовалось изобрести новый тип стеклоблоков. Днем массивная конструкция переливается на солнце, а вечером светится изнутри. Заколдованный, я провел минут 20 у фасада, всматриваясь в каждую деталь.
Проскользнув вдоль множества других брендов, бутики которых соревнуются за большую пышность, яркость и красоту, дойдем до главного концепт-стора Японии — Dover Street Market. Это десять этажей безумного пространства с множеством инсталляций внутри. Здесь можно встретить гигантских муравьев, примерочные в платяном шкафу, словно ты сейчас провалишься в Нарнию, кассы, сколоченные из досок, и дисплеи украшений на фоне расписанной стены с Фудзиямой. В общем, еще один уникальный опыт, где окружающая обстановка погружает в нестандартную и абсолютно нетипичную для ритейла атмосферу.
Третьей в списке сохраненных раменных стала точка с веганскими мисо-раменами — Vegan Ramen UZU Tokyo. Пожалуй, лучшими в этой категории. Короткое меню, один классический тип рамена, нет ничего лишнего, разные сорта чая и веганское мороженое.
Завершаем ритейл-маршрут поездкой в Киото, где в историческом районе Гион спрятался бутик японского бренда Т.T. Снаружи он напоминает традиционный японский дом матия, утонувший среди множества других ему подобных. Шагнув за японские сёдзи, на пороге сразу встречаешь громадную скульптуру из архивов самого дизайнера бренда — Тайги Такахаши. Так что сразу понимаешь, что здесь тебя тоже ждет музейный опыт, а не просто покупка. Все пространство подчинено традиционному японскому коду — татами из тростника игуса, маленький дворик и сад камней, старинное темное дерево, белые стены, которые не перекрашивали много лет. А на втором этаже можно заглянуть в традиционную чайную и атмосферный бар. Правда, попасть наверх можно только по брони в определенные часы, так что советую подумать об этом заранее.
Финальной точкой на карте станет магазин парфюмерного бренда Le Labo, где можно насладиться дико красивым садом, выбрать вкусные ароматы и выпить традиционную матчу. Но делайте это обязательно с утра, потому что под вечер ее просто не остается.
Более подробную информацию о ритейл-пространствах и их отсылках можно прочитать в моем телеграм-канале Tengran из 10.GRAN. Обязательно переходите и открывайте рубрику c хештегом Retail: там я рассказываю не только о Японии, но и о других концептуальных сторах и их знаковом дизайне.
17.05.24, 14:04
Другие истории
Подборка Buro 24/7