Всех, кто узнает, что я собираюсь в долгосрочное путешествие по Азии, беспокоит одно и то же: моя безопасность. Друзья и близкие переживают, что в слаборазвитых странах, таких как Лаос или Мьянма, я стану жертвой преступников, а в “Восточноазиатских тиграх“ меня саму привлекут за какое-нибудь мелкое нарушение – например, оштрафуют за ввоз жевательной резинки в том же Сингапуре. На это я отвечаю историей о моих подругах из Малайзии, которые не могут решиться на евротур, потому что их, видите ли, обчистят итальянские воры-карманники.
Современные технологии, позволяющие оказаться в любой точке земного шара и заранее найти всю необходимую информацию, не изменили главного в природе человека – страха всего далекого и неизведанного. Я и сама, сидя в самолете перед многочасовым перелетом в Сингапур, думала: и зачем мне эта экзотика других континетов? Зачем менять привычную европейскую обстановку с уже знакомыми координатами на странные футуристические развязки и систему городской навигации на непонятном языке?
Конечно, моя первая поездка в Сингапур была совершена по принципу “2 week – too weak“ (как я уже сказала, сейчас я готовлюсь к более полноценному погружению), но знакомство с сингапурцами разного этнического происхождения помогли мне за короткое время получить недостающую “ответную часть“ моего персонального F.A.Q. Например, почему Сингапур называют “Диснейлендом со смертной казнью“, и знают ли об этой метафоре жители самого города-государства? Что такого сделало местное правительство, чтобы совершить невероятный экономический рывок? Так ли хорошо работает сингапурская национальная идея, основанная на толерантности?
Первое, что я поняла,– в авторитарном Сингапуре не так просто найти следы даже прогремевшей на весь мир критики. Разгромную статью о Сингапуре “Диснейленд со смертной казнью“ про то, что “сильная рука“ местного правительства и строгие наказания за нарушения убили в жителях страны какое-либо творчество и чувство вкуса, на территории страны, похоже, не прочесть. По крайней мере, никто из моих новых знакомых-сингапурцев о ней не слышал. Это то же самое, как если бы метафора “Страна берез и куполов“ вызывала у нас недоумение и вопрос: “Хм, это про Россию?“.
Во-вторых, после некоторой эйфории от того, что я добыла информацию из первых уст о стране пребывания и сформулировала это все в тезисах типо: “Поощрение шоппинга и гастрономических экспериментов – по сути брейнвошинг местного населения, чтобы отвлечь их от большой политики“, я вернулась на землю. Стоп, разве после пары часов бесед, пускай и с местными жителями, можно так обобщать? И поняла, что я бы не смогла рубить с плеча также, как это делает автор вышеупомянутой статьи, журналист Уильям Гибсон.
Мне хотелось написать этот пост не столько про Сингапур, сколько про то, как победить себя. Представьте, вы боитесь летать на самолете. Не будете же вы для первой в своей жизни поездки выбирать трансатлантический рейс? Вот и для того, чтобы освоиться в Азии и избавиться от своих предрассудков, не стоит начинать с Камбоджи. Можно остановиться на более компромиссном варианте. В этом плане, Сингапур – идеальный транзит между развитыми и развивающимися странами. В нем вы не найдете уличных запахов, бедности, грязи, которыми нас запугивают перед поездкой в Азию, да и по-английски в этом городе говорят лучше, чем в каком-нибудь Майами. Но самобытность местных культур вы прочувствуете (в Сингапуре сосуществуют китайцы, малайцы, индийцы и другие национальности) и, кто знает, может быть, в следующий раз вы решитесь отправиться в Ангкор или Баган.