Список музеев — партнеров экспозиции его тоже не устроил
Коллекционер и арт-дилер Андрей Ружников назвал подделками некоторые экспонаты выставки «Фаберже — ювелир Императорского двора», которая до 14 марта проходит в Эрмитаже. Об этом он заявил в открытом письме, адресованном директору музея Михаилу Пиотровскому.
«Бок о бок с прекрасными экспонатами из собраний Эрмитажа, Павловска и Петергофа оказались такие вульгарные новоделы, как фигурка прикуривающего солдата — грубая реплика скульптуры Савицкого из музея им. Ферсмана, современная копия пасхального яйца "Курочка" — оригинал выставлен в непосредственной близости от Эрмитажа в музее Фаберже на Фонтанке, так называемое яйцо юбилейное свадебное, якобы подаренное Николаем II императрице Александре Федоровне в 1904 году, и пасхальное яйцо "Александр Невский" в красной эмали, годящееся для сувенирного магазина, но не для витрины главного музея страны. Все это — произведения даже не XX, а XXI века. Список можно продолжать еще долго, но даже перечисленных примеров достаточно», — написал Ружников.
Также он раскритиковал список привлеченных к организации выставки музеев, среди которых оказались Русский национальный музей, музей Фаберже в Баден-Бадене и Музей христианской культуры, но нет Московского Кремля и петербургского Музея Фаберже.
«Чем обусловлено решение сотрудничать с мелкими частными музейчиками с сомнительными коллекциями, а не музеям с мировой репутацией, мне неясно. Но пусть это останется на совести кураторов», — добавил коллекционер.
По информации «Фонтанки», Русский национальный музей и музей Фаберже в Баден-Бадене являются проектами бизнесмена Александра Иванова, который несколько лет назад купил на аукционе Christie’s табакерку работы Фаберже, принадлежавшую Николаю II. На тех же торгах ее пытался приобрести Андрей Ружников. Прочитать об этом можно в статье Forbes «Охотники за Фаберже».
Михаил Пиотровский, в свою очередь, не планирует отвечать Ружникову, а журналистам порекомендовал ознакомиться с его вступительной статьей из каталога выставки. В ней он напоминает о том, что «подлинность каждой появляющейся на рынке новой вещи может всегда быть оспорена и оспаривается».
«Необходимо учитывать огромную разницу между искусствоведами-дилерами и музейными искусствоведами. Первые призваны купить-продать, вторые — сохранить, изучить и представить. Для первых произведение искусства — товар, для вторых — часть сложного культурного процесса», — дополнительно прокомментировал он ситуацию «Фонтанке».
Напомним, в ноябре 2020-го Музей Людвига в Кельне выложил в открытый доступ подделки русского авангарда.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7