Фильм Жака Одиара "Ржавчина и кость", вышедший в 2012 году, можно сравнить с немногословным гостем, который случайно заглянул на чай и ушел по-английски, не прощаясь. Однако его визит оставил столь глубокие и противоречивые чувства, что невозможно забыть этот образ: жизненный, печальный, но, безусловно, сильный и неповторимый. Картина снята по мотивам сборника рассказов Крэйга Дэвидсона и вошла в основную конкурсную программу 65-го Каннского фестиваля, однако уступила "Золотую пальмовую ветвь" Михаэлю Ханеке и его фильму "Любовь".
Одиар славится умением снимать европейское кино, во время просмотра которого возникает ощущение, будто вторгся в чужую жизнь и наблюдаешь за ней из-за угла. И дело не в профессиональных актерах, музыкальном сопровождении или монтаже, а в умении передать идею, открыть нам невидимые стороны человеческой натуры, буквально обнажить их до предела. Его творения не блещут искусными диалогами, в которых рождается истина, здесь нет американизированного счастливого конца и утонченного французского шарма. Любовь может родиться в самый неподходящий момент, а ненависть сожжет все дотла.
Главные герои фильма "Ржавчина и кость" – люди нетипичных профессий. Бывший спортсмен Али (Маттиас Шонартс), на которого свалилась нежелательная забота о пятилетнем сыне, и дрессировщица касаток Стефани (Марион Котийяр), красивая, уверенная в себе девушка. Али можно смело назвать качком. Он из тех, кто вначале делает, а потом оценивает ущерб совершенного поступка. Передав сына на попечение сестры, Али находит работу охранником и принимает участие в уличных боях. Кажется, что во время боя он пытается излить злость, накопленную внутри, и это доставляет ему бесконечное удовольствие. Драка ради адреналина, осознания собственной силы, бездумная и стремительная.
После первой встречи со Стефани он оставляет ей свой номер телефона, но она звонит ему лишь после трагедии: во время неудачного выступления девушка лишилась обеих ног. И теперь, когда-то Стефани словно ржавеет изнутри, ее тело больше не омывает соленая вода, она не слышит громкой музыки и аплодисментов, забота Али возвращает ее к жизни. Здесь нет места для жалости, утешений или подбадривания. Одиар не поясняет зрителю, почему главный герой поступает именно так, зачем ему девушка, которую он видел всего один раз. Надеясь на глубокое чувство, зритель не получает ничего. И в этом особенность Жака Одиара: предлагая множество путей развития сюжета, он все равно оставит вас с носом. Конечно, до подходящего момента.
Картина "Ржавчина и кость" снята в характерной манере режиссера. Кадры, вырванные из контекста, создают атмосферу реальности, иногда накаленную до предела. И все же Одиару удается добавить оптимизма за счет игры солнечных бликов, шума ветра, плеска волн и редких пейзажей. Режиссер не акцентирует наше внимание на неполноценном человеческом теле, он показывает, насколько несовершенны люди внутри.
"Ржавчина и кость" – это кино прежде всего о мере ответственности. О том, что мы осознаем ее на самом краю, когда в любую минуту можем оступиться. История Али и Стефани является тому примером. На смену безответственности приходит любовь. Мы слышим ее в финальных титрах и кратких словах главного героя: "Не бросай меня. Люблю".
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7