Когда первый раз видишь работы Матисса, то в голове ненароком может всплыть сцена из фильма "Капоте", где главный герой в одном из разговоров произносит: "Я был дома у Мэрилин на прошлой неделе. Мы говорили о кино, об искусстве. Наконец, мне пришлось огорчить ее и сказать, что из четырех ее картин Матисса две висят вверх ногами". Конечно, законы перспективы помогут вам найти ту одну-единственную правильную точку для обозрения картин, но кто укажет ее вам, когда предмет ваш — работы, которые сами по себе являются альтернативной точкой зрения на композицию?
Знаменательная выставка The Cut-Outs в Tate Modern исследует последнюю главу жизни гиганта современного искусства и предоставляет возможность увидеть в одном месте 120 захватывающих работ, которые обличают художественный триумф Анри Матисса.
В конце 60-х по состоянию здоровья Матисс был вынужден прекратить заниматься живописью, но именно болезнь и инвалидная коляска позволили ему изобрести новую среду: его помощниками стали ножницы и цветная бумага. Работа с ножницами, нарезающими бумагу, в корне отличается от работы с кистью, скользящей по холсту, ведь из-под лезвий ножниц вытекает контур рисунка. Но когда смотришь на работы художника, то легко представить, как двигалась его рука.
Мир Матисса — это мир музыки и танца, которыми он был очарован на протяжении всей своей карьеры. Для балета "Красное и черное" в хореографии Леонида Мясина на музыку Дмитрия Шостаковича художник разработал декорации и костюмы. Музыку он транслировал при помощи цветов-символов: белый — мужчина и женщина, желтый — злоба, синий — природа, красный — материализм и черный — насилие.
А потом родилась одна из его самых знаменитых работ — "Танцоры" (Dancers). При помощи гибкости линий, передающих разнообразные силуэты и очертания, ритмизированных, строго продуманных и уравновешенных, он смог передать танцевальные движения. Присмотревшись, можно увидеть, что Матисс наслаивал куски одного и того же цвета, чтобы создать необходимую форму. При этом свою технику художник смог сохранить в секрете.
А однажды Матисс вырезал ласточку из листа писчей бумаги, но разорвал и бросил ее на стену для того, чтобы прикрыть пятно, которое его раздражало. В течение последующих недель он вырезал множество других форм и прикрепил к той же стене. Матисс вырезал птиц, рыб и вешал их прямо на стену в своей квартире, точно не зная, что из этого выйдет. Так создавалась знаменитая "Океания" (Oceania). Эта работа — результат посещения Таити 16 годами ранее. Там Анри Матисс каждый день изучал в лагуне подводный мир. И через много лет все это с нежностью и ясностью всплыло в его памяти.
Кураторы выставки постарались полностью погрузить посетителей в мир Матисса и воссоздали в экспозиционном пространстве конструкции, которые располагались на стенах квартиры художника. Для работы "Часовня" (The Chapel) Матисс в своей студии и спальне воссоздал копию Доминиканской часовни в Вансе: он вырезал оконные конструкции, проецировал цвета на белые керамические панели, показывая Христа и Богоматерь. При этом пользовался он углем, прикрепленным к длинной бамбуковой палочке: так он мог работать с пола. Матисс был чрезвычайно доволен работой и назвал ее "результатом всей жизни".
Посетители выставки являются свидетелями исторического момента, когда в одном пространстве можно увидеть "Улитку" (The Snail) и "Большую композицию с масками" (Large Decoration with Masks), которые были первоначально задуманы как одна большая конструкция, но не воссоединялись уже более 50 лет. Также на этой выставке собрано максимальное количество Blue Nudes. Эти полотна Матисса основываются на скрупулезном изучении и упрощении натуры и форм, что позволило передать эмоциональное ощущение действительности в строгой художественной форме.
После Лондона экспозиция переедет в Нью-Йорк, в Музей современного искусства, после чего работы вернутся в галереи частных владельцев по всему миру.
Кто знает, на что вас вдохновит посещение этой выставки и как вы трансформируете абстрактное в конкретное? Например, 92-летняя Айрис Апфель создала серию замечательных нарядов в честь мастера цвета.
И пусть вы решите, что лучше всего рассматривать картины Матисса лежа, но, быть может, так вы сможете проникнуться гармонией и балансом, которые испытывал художник, вырезая различные формы. Анри Матисс знал, что пройдет немало времени, прежде чем люди поймут, что, создавая эти работы, он шел в ногу с будущим. Может, это будущее наступило?
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7