Как понять, что перед тобой гений? Серьезно, какой критерий, знак, случай подскажет нам, что перед нами гений? Много, конечно, приходит в голову всяких ответов: и про то, как святое искусство цепляет за живое, и про популярность, и прочее. Но вот думается мне, что очень хорошим (лучшим?) критерием гениальности художественного произведения является частота его цитирования. Или то, сколько еще творческих единиц это произведение смогло зажечь. Когда художник создает не просто картину или скульптуру, а некий художественный код, который как формулу будут успешно использовать многие последующие поколения. Из названия поста понятно, что речь пойдет о цитатах Пита Мондриана, точнее о лучших и самых значимых из них.
1. Конечно, самым первым номером идут Ив Сен-Лоран и его коллекция 1965 года "Трапеция". Это исключительный случай, когда цитата становится чуть ли не известнее первоисточника. Думаю, что не все поклонники модельера были в курсе, чем вдохновлялся кутюрье, потому как не всегда между знатоком моды и знатоком искусства можно поставить знак равенства, но тем громче прозвучало имя Мондриана в мире моды.
В связи с коллекцией Ива Сен-Лорана нельзя не вспомнить коллекцию Moschino 1990 года как один из лучших ремейков всем полюбившейся классики.
2. Вторая — это даже не цитата как таковая, а скорее созвучие двух творческих произведений. Потому как архитектор и дизайнер Геррит Ритвельд входил в ту же художественную группу Stil, в которой состоял и сам Мондриан. Группа провозгласила своим стилем идею неопластицизма — направления, характеризующегося сочетанием четких прямоугольных форм и абстрактной живописи. Ритвельд создал так называемый "Красно-синий стул", который по праву занял одно из главных мест в истории дизайна интерьера. Кстати, неопластицисты брали за основу своей идеи целое учение о том, как пересекается горизонталь экватора Земли с вертикалью Солнце-Земля. В общем, не абы что, а целая философия.
3. Третья цитата из области архитектуры — это водонапорная башня из цветного оргстекла работы Тома Фруина. И пусть простояла она на северо-западе Бруклина совсем недолго, зато впечатлений оставила у горожан на многие годы вперед. В этой работе геометричный код Мондриана разошелся на самые нестандартные для него цвета, которые к тому же постоянно менялись в зависимости от освещения и фона. Башня похожа на невероятных размеров калейдоскоп.
На четвертом (равно как на пятом, шестом и далее) месте оставшееся огромное количество профессиональных и не очень вариаций на заданную тему. Простота и выразительность мондриановского кода позволяет перелагать его на какие угодно лады. Это действительно уникальная формула дизайна, баланс живописи и графики, потрясающий пример того, каким выразительным может быть минимализм. И на десерт сладенькое.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7