На прошлой неделе в столице Нидерландов завершился молодой, но многообещающий и энергичный смотр фотографии Unseen. Наши коллеги — эксперты из журнала "Интерьер + Дизайн" — привезли из города свободы новые имена и фотовпечатления
В Амстердаме тепло, как летом. По зеленой аллее спешат дамы в коктейльных платьях, богатые европейские пенсионеры, молодые финансисты, семьи с новорожденными младенцами, студенты, люди индустрии, фотографы всех возрастов и специализаций. Всем необходимо увидеть авангардную фотографию, оценить "горячую" селекцию, произведенную галеристами, и осознать их предложение, которое, по идее организаторов, должно откорректировать вкусы и перетряхнуть рынок современной фотографии. Задача непроста, требует азарта и находчивости.
В то время когда мы снимаем одновременно пятью гаджетами все, что движется и просто попадается на глаза, авторская художественная фотография продолжает свой тернистый путь, пробираясь сквозь миллионы имиджей, ежедневно плодящихся на сайтах и в соцсетях. Преданные любители этого вида искусства выбирают любимые галереи, объезжают специализированные музеи и пытаются, несмотря на информационно-имиджевый шум, вычленить работы настоящих больших художников. Осенью по традиции заинтересованные в теме продавцы и покупатели готовятся к парижской ярмарке Paris Photo, самой крупной в Европе, обладающей устойчивым реноме главной площадки продажи фотографии. Однако вот уже в третий раз в Амстердаме проходит молодая и очень энергичная ярмарка Unseen. Проводят ее в отличном месте — на территории "Вестергазфабрик" (Westergasfabriek), одного из четырех газовых заводов Амстердама, возведенных еще во второй половине XIX века.
Всем необходимо увидеть авангардную фотографию, оценить "горячую" селекцию, произведенную галеристами, и осознать их предложение, которое, по идее, должно откорректировать вкусы и перетряхнуть рынок современной фотографии
Именно здесь, на Westergasfabriek, с 1885 года вырабатывался газ для уличного освещения всего города. В ХХ веке производство свернули, часть корпусов разобрали, а оставшиеся в 1989 году были признаны памятниками архитектуры. Постепенно старые цеха заполнили мастерские, лаборатории и фотостудии. Кроме того, эти места давно облюбовали телевизионщики — здесь снимают два популярных ток-шоу и рейтинговую утреннюю программу. Одним словом — атмосфера идеальная, здесь есть все, что нужно для ярмарки: промышленное здание (проект архитектора Исаака Госшалка, возводившего промышленные корпуса в неоренессансном стиле), приятный парк и достаточно пространства внутри и вокруг для экспериментов и временных сооружений.
Участников Unseen не так много — всего 53 галереи, в основном из Старой Европы: Мюнхен, Париж, Лондон, Берлин, Амстердам. Экзотическая даль представлена двумя галереями из Токио, по одной из Южной Кореи, Шанхая и Джакарты. Братислава и Стамбул выступают как интересная периферия. Соль и миссия ярмарки в том, чтобы открыть публике новые имена или представить новые работы известных мэтров фотографии. "Невиданное" должно быть буквально впервые попавшимся на глаза, иначе пропадет половина драйва. Отследить новизну не так просто, но свежих имен достаточно.
"Невиданное" должно быть буквально впервые попавшимся на глаза, иначе пропадет половина драйва. Отследить новизну не так просто, но свежих имен достаточно
Эксперты ярмарки гарантируют, что более 60 фотографий впервые были публично показаны в рамках Unseen. Сложносочиненные натюрморты-коллажи, японский минимализм привезла парижская галерея Next Level Galerie — изумрудные заросли в пейзажах Наруки Ошимы. Ядовито-желтые вьетнамки на кафельном полу (Untitled, из серии A Nation Outside а Nation, 2014. Н. Стинс / LhGWR), мистические интерьеры заброшенной архитектуры (Reservoir II, 2014. Н. Гудаль / Edel Assanti), проступающие сквозь туман горные хребты (Moon Mountains #1, из серии Pyrénées, 2014. Работа А. Шидловски, Galerie Jo van de Loo), технологические эксперименты (Cossack crownpiece, из серии Approximation to the West, 2014, дуэт The Cool Couple / Metronom).
Атмосфера на выставке заразительная. Фотография волнующая, многогранная, подрывающая устои и смешная. Выставку посетили известные в мире коллекционеры и страстные покупатели. Роберт Мора (Robert Morat Galerie) отметил: "Что поражает в этом году, так это публика — она очень эрудирована, прекрасно информирована и заинтересована". Были "закупочная комиссия" из Музея Виктории и Альберта, попечители лондонской The Photographer's Gallery, кураторы Кунстхалле Гамбург. Абсолютно счастлив от всего происходящего был хранитель фотографии амстердамского Рейксмюзеума Ханс Розебум, который вот-вот откроет новое крыло музея роскошной выставкой из коллекции фотографии ХХ века. "Нам нужно постоянно чувствовать, чем живет фотография сегодня, иначе как мы будем показывать винтажную коллекционную фотографию? Unseen — отличная возможность держать руку на пульсе, увидеть новых авторов, присмотреться к трендам, поговорить с галеристами, которые всегда на шаг впереди спроса".
"Нам нужно постоянно чувствовать, чем живет фотография сегодня, иначе как мы будем показывать винтажную коллекционную фотографию?"
Конечно, были молодые фотографы, которых выделили особо. Одной из победителей конкурса Unseen cтала немка Регина Петерсен (р. 1976, Galerie Jo van de Loo). Анна Геен (р. 1983) получила премию New Talent Photography Award, учрежденную UNG Private Banking. А швейцарец Cимон Римац (р. 1987) получил премию за альбом Unusual View of Unknown Subjects. К ярмарке присоединились музеи и галереи Амстердама, которые показывают фотографию. Отличный проект Under Construction, посвященный современной американской фотографии, представляет Foam, а в Музее фотографии Huis Marseille — показ фотографии, купленной в коллекцию за последние 15 лет.
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7