От Artsy Дарьи Жуковой до Amazon.com
Искусство, как и весь мир вообще, уходит в Интернет, а Жан Пигоцци абсолютно уверен, что покупать полотна на сайтах и выбирать одежду в онлайн-магазинах — примерно одно и то же. Рассказываем о лучших на данный момент платформах для приобретения искусства
С тех пор как стратегический директор платформы Artspace.com Мария Байбакова и основной инвестор проекта Artsy.net Дарья Жукова задали тренд на онлайн-галереи, на этом рынке произошли заметные изменения. За последний год специализирующиеся на современном искусстве интернет-платформы отказались от чисто коммерческого подхода и теперь не просто стремятся предлагать своим посетителям приобрести творения значимых на сегодняшний день художников, но и аккуратно стараются прививать им вкус. В качестве самого яркого примера этой эволюции можно назвать newsletter проекта Artspace.com, удостоившийся в 2013 году престижнейшей премии интернет-индустрии Webbу Award. В духе общей тенденции информационной эпохи онлайн-галереи становятся своеобразными проводниками между коллекционерами, традиционными галереями и художниками.
Актуальность начинаний Марии и Дарьи становится очевидной, если оценить реакцию рынка онлайн-коммерции. Примеру светских дам последовали как международные суперкорпорации, так и энтузиасты малого бизнеса. Amazon.com в 2013 запустил свой сервис по продаже произведений современного искусства. Сейчас на сайте представлено более 40 тысяч работ из 150 галерей мира. Ценник стартует от 20 долларов и заканчивается миллионами. В октябре 2014 года eBay запускает совместный проект с Sotheby's. Бодрящий азарт арт-аукционов, ранее доступный только настоящим коллекционерам, теперь можно будет испытать, лежа за городом в гамаке или толкаясь в пробке на Третьем кольце.
Для тех же, кого такие соревнования не интересуют, а есть просто желание сделать красивый и стильный подарок, существует ряд любопытных стартапов. Молодые российские предприниматели и специалисты в области искусства не стоят на месте. Так, например, в январе этого года стартовал проект oilyoil.com. Сайт специализируется на продаже картин исключительно русских современных художников. На сайте представлено более 40 молодых актуальных имен, и цена не поднимается выше 100 тысяч рублей. Если же просто хочется облагородить свое помещение или начать коллекционировать искусство, при этом не сильно подрывая свой бюджет, стоит обратить внимание на whitewalls.gallery. Эта галерея предлагает ограниченные тиражи принтов художников, дизайнеров и фотографов.
На Artsy.net можно приобрести картины, фотографии, скульптуры, предметы интерьера, фарфор и даже ювелирные украшения. Artsу также отличает очень продуманная система поиска. Выборку можно сделать по следующим параметрам: размер, цена, стиль, эпоха. Даже неопытный пользователь с легкостью сможет выбрать картину, задав параметры поиска. Кроме Дарьи Жуковой и еще ряда инвесторов над этим проектом работают такие профессионалы, как Ларри Гагосян, Марк Глимчер и бывший куратор нью-йоркского МоМА Джон Эльдерфилд. Именно они отвечают за наполнение сайта, поиск художников.
Интернет-платформа Artspace была основана в 2011 году, в 2013 стратегическим директором компании стала Мария Байбакова. На сайте представлено более 1200 художников, в том числе и такие легендарные имена, как Илья Кабаков. Кроме картин на сайте продаются принты, фотографии, скульптуры и книги. Ценовая политика поражает своей универсальностью: цены начинаются с 15 евро и продолжаются до бесконечности.
Как упоминалось выше, сайт oilyoil.com сотрудничает исключительно с молодыми русскими художниками. О каждом из них можно прочитать в блоге Oilyoil, который ведет автор проекта — Екатерина Положенцева. Таким образом, вы сможете совершить виртуальное знакомство и выбрать картину. Приятной опцией является "примерка" — очень удобная услуга, позволяющая посмотреть, вписывается ли предмет искусства именно в ваш интерьер.
Онлайн-аукцион Artnet.com появился в 1989 году в Берлине. Далее, с течением времени, он стал захватывать весь мир. На сайте представлено более чем 300000 художников разных эпох. Кроме картин здесь можно приобрести античные ковры, часы, керамику. Это настоящий рай для коллекционеров! В феврале 2014 года компания запустила 24-часовой новостной канал вещания на базе Artnet.com. Джейкоб Пабст, исполнительный директор онлайн-аукциона, назвал его "Bloomberg в сфере искусства".
Интернет-платформа whitewalls.gallery специализируется на продаже принтов. Многие с недоверием относятся к ним, поскольку это тираж. Автор проекта Маша Ковалевская считает это предрассудком, ведь каждая копия сделана, подписана и пронумерована собственноручно автором. Принты или тиражная авторская графика обладают большой традицией в истории искусства. От Дюрера до Пикассо, Уорхола и Бойса — все художники печатали на бумаге: гравюры, литографии и акватинты, шелкографии и т. д. Более того, принт — воплощение идеи демократичного коллекционирования, которому и посвящен проект. Как говорил Йозеф Бойс, "принт может одновременно присутствовать в разных местах, объединять людей и способствовать распространению идей". С его помощью можно безопасно для бюджета почувствовать себя коллекционером и сориентироваться в своих предпочтениях и интересах.
Как и whitewallproblems, KK-Еditions специализируется на продаже принтов. Однако авторы проекта Катя Шебанова и Ксения Климанова подошли к затее с большим размахом: в подборе работ их консультируют профессиональные искусствоведы, а сами принты (все по 5000 рублей) можно подробно изучить на очень стильном сайте.
Год назад руководством Amazon.com было принято решение запустить проект по продаже искусства. Выбрать произведение можно по 5 категориям: живопись, фотография, поп-арт, смешанные медиа и принты. Если же эти определения ни о чем не говорят пользователям, а облагородить интерьер все же хочется, то на помощь придут более точные категории. Так, например, можно сделать выборку по цвету, изображенному на картине предмету (море, животные, портрет), стилю, размеру, стоимости, по художникам и галереям. Цены колеблются от $60 и до бесконечности!
Интернет-платформа Riseart предлагает "на свой страх и риск" приобретать предметы искусства онлайн. В самом начале вам будет предложено пройти тест на определение ваших вкусовых предпочтений. Редакции Buro 24/7 было предложено купить картину Хуана Миро за 9500 фунтов.
Онлайн-галерея Saatchi Art является не только интернет-платформой для продажи искусства, но и социальной сетью для художников, арт-дилеров и покупателей. Каждый художник может создать свою персональную страницу и выкладывать до 20 картин. Saatchi Art — это форумы, блоги, фотографии, видео и иллюстрации, а также круглосуточное обновление новостной ленты. Не так давно на сайте появилась рубрика "Онлайн-телевидение", где каждый желающий может посмотреть трансляции с открытий выставок, материалы из студий художников, различные представления, интервью.
Другие истории
Подборка Buro 24/7