Знакомый незнакомец: выставка "Пауль Клее. Ни дня без линии"

Ребусы живописи

В Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина открылась выставка "Пауль Клее. Ни дня без линии"

Пауль Клее  художник особого дара. Изобретатель форм и мотивов, самый камерный и поэтичный модернист, он умеет на ухо рассказать об ужасах и катастрофах, о развоплощениях и потерях. Творчество завораживает редким сочетанием осторожного эксперимента и высокой рефлексии. Достаточно увидеть его "Куколку" (1923), "Портрет молодого пролетария" (1919) и "Безумие" (1939), чтобы подолгу разгадывать ребусы Пауля Клее и пытаться проникнуть в суть его инвенций.

Малевич, Мондриан, Кандинский, Клее — мастера, через которых прорастал модернизм ХХ века. Кроме того, при всей аполитичности мастера в жизнь Клее вплелись большие исторические катаклизмы и биография получилась душещипательной. Он — солдат Первой мировой войны, экспонент выставок объединения "Синий всадник" и горький автор работ, отобранных в нацистский проект "Дегенеративное искусство", он — преподаватель культовой школы ХХ века "Баухауз", эмигрант, так и не дождавшийся гражданства от швейцарских властей, европейский интеллектуал и человек, стоически удерживавший сознание и волю перед лицом разрушительной болезни.

Без названия. Около 1940 (Центр Пауля Клее, Берн)

Флора. 1937 (Центр Пауля Клее, Берн)

Клее создал около девяти тысяч работ, поэтому каждая монографическая выставка, посвященная его творчеству, — сплав хорошо знакомого и на удивление неизвестного. Хрестоматийный модернист умеет представать в новом свете, будто сам позаботился о том, чтобы его далекий зритель одновременно радовался узнаванию и удивлялся обилию новых впечатлений. Большая часть творчества — акварели, рисунки, гравюры. Работать маслом Клее начал лишь в 1919 году. При этом очевидно: любил фактуры, текстуры и разнообразие тактильных ощущений. На сохранившихся фотографиях видно, что мастерская художника заставлена мольбертами, сам он окружен раковинами, обломками чашек, в которых он смешивал краски, мастихинами, кистями, шпателями, cамодельными перьями, повсюду куски мешковины, марли, бумага, холсты. Его способность к формотворчеству завораживает многие поколения любителей искусства, профанов и профессионалов. 

В 1912 году Клее — участник выставки объединения "Синий всадник". В 1916 году его призывают в армию, и, хотя службу он нес далеко от линии фронта, война его задела. В 1921 году по приглашению Вальтера Гропиуса Клее начинает преподавать в школе "Баухауз" и пишет курс лекций "Введение в теорию живописной формы". В январе 1924 года произошло вообще фантасмагорическое событие: работы Пауля Клее были представлены в Москве в Историческом музее на "Первой всеобщей Германской художественной выставке", а потом и вовсе отправились в Ленинград и Саратов. В 1925 году Клее участвует в первой выставке сюрреалистов, а в 1933 году, выгнанный нацистами из Дюссельдорфской художественной академии, создает 250 рисунков на тему революции. С 1936 года страдает тяжелым аутоиммунным заболеванием склеродермия, но упорно продолжает следовать своему принципу — "ни дня без линии".

Без названия (Лили Клее-Штумпф). Около 1906 (Центр Пауля Клее, Берн, Дар Ливии Клее)

В Москве, в городе, в котором пока еще нет музея модернизма, показ творчества Клее — не только подарок зрителям, но и быстрый курс ликвидации безграмотности. И в этом отношении выставка сделана безупречно. Все произведения поделены таким образом, чтобы трансформация эстетики и художественных приемов Клее воспринималась как наглядный, почти дидактический переход от одного акта драмы к другому.

Все начинается с "Натурных штудий": в первом зале представлены ученические работы, в которых формируется рука Клее-рисовальщика, финалом служат два зала — раздел назван "Глазами ребенка". Тут работы последних лет, когда неизлечимо больной мастер создает культовые вещи — Insula dulcamara (1938) и "Смерть и огонь" (1940). Между ними развернуты четыре этапа. Один из них — "Самоидентификация и самовыражение" (1903—1905 гг.), серия гравюр, в которых Клее варьирует три темы: м/ж, героические амбиции и роль художника.

Женщина в традиционном наряде. 1940 (Центр Пауля Клее, Берн)

"Путь к абстракции" — результат общения с художниками объединения "Синий всадник". И два путешествия. Первое — в Париж, где Клее знакомится с Робером Делоне и его системой симультанного цветового контраста. Еще один двухнедельный вояж кардинально изменил оптику художника. В апреле 1914 года Пауль Клее со своим другом Луи Муайе и художником Августом Маке побывал в Тунисе. Оттуда он возвратился тонким колористом и это сокровенное умение сочетать цвета сохранил до самого конца.

Год назад, показывая выставку Paul Klee: Making Visible, кураторы "Тейт Модерн" с восторгом окунулись в эту эстетскую тему творчества Клее и выставили множество работ. "Цвет овладел мной, — писал мастер. — Мне не нужно гнаться за ним, он овладел мной навсегда, я это знаю. Вот смысл счастливой минуты: я и цвет едины. Я — художник". В сознании посетителей "Тейт Модерн" Клее на всю жизнь остался фантастическим поэтом цвета.

«О», широкий формат. 1915 (Центр Пауля Клее, Берн, дар Ливии Клее)

В Москве "роман" Клее с цветом представлен более сдержанно, чтобы не разрушать общей стройности рассказа о творчестве художника. Раздел "Преподавание в "Баухаузе" предлагает зрителю бесценный ряд. В течение десяти лет Пауль Клее толковал и всматривался в форму как таковую и даже собирал минималистичные эстетские гербарии, которые также представлены на выставке. Нельзя пройти мимо рисунков с вариациями геометрических форм — изысканная графика. В этих залах надо помнить о том, что через аудиторию Клее прошли студенты, которые сформировали дизайн ХХ века, а оставленные мастером 3 900 рукописных страниц легли в основу обучения последующих поколений художников в Европе и США. Пауль Клее всю жизнь балансировал между абстракцией и фигуративностью. Особенно остро его способность менять оптику, его вкус к мерцающей образности чувствуются в разделе "Поэтика пуантилизма и запечатленная реальность". Пробуя прием Жоржа Сера и Поля Синьяка, Пауль Клее выступает как художник, усилием воли отвоевавший свою особую палитру и развивающий ее за счет популярной техники.

Выставка "Пауль Клее. Ни дня без линии" приурочена к 200-летию установления дипломатических отношений между Россией и Швейцарией. В экспозицию вошло более 150 произведений из коллекции Центра Клее в Базеле и других собраний Швейцарии. Кураторами выступили Фабьенн Эггльхефер (Швейцария) и Алексей Петухов — со стороны ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Три цветка. 1920 (Центр Пауля Клее, Берн, дар Ливии Клее)

Скалистый пейзаж (с пальмами и елями). 1919 (Центр Пауля Клее, Берн, дар Ливии Клее)

Автопортрет Перчаточная кукла (реплика) (Центр Пауля Клее, Берн)

Безумие, 1939

Молодой пролетарий, 1919