К выходу готовится новая биография Эльзы Скиапарелли, давшей дорогу сюрреализму в моде. В ней автор Мэрил Сикрест раскрывает некоторые неожиданные подробности — в том числе выражает уверенность в том, что итальянка сотрудничала с нацистами
О жизни дизайнера Эльзы Скиапарелли написана уже не одна книга: представила свою версию собственной жизни и сама Скиап, выпустив автобиографию "Моя шокирующая жизнь" в обложке соответствующего цвета shocking pink. На этот раз за историю итальянки взялась Мэрил Сикрест, опытный биограф, за плечами которой уже десять других жизнеописаний. Одним из "клиентов" Сикрест был и Сальвадор Дали — человек, оказавший огромное влияние на Скиапарелли, как и другие художники-сюрреалисты. "Вот я вхожу в мир, о котором не имею ни малейшего представления, — рассказывает сама Сикрест о том, как начиналась ее работа над книгой о дизайнере. — Но, постойте-ка, она ведь самый настоящий художник-сюрреалист, который просто работает с одеждой. Когда я осознала это, все встало на свои места".
Работая над книгой, Сикрест изучила и файлы, имеющиеся на Эльзу в архивах ФБР. Оказалось, что с момента поездки дизайнера в Нью-Йорк из оккупированного Парижа итальянку взяли под наблюдение американские спецслужбы, подозревая в ней немецкую шпионку. Никаких прямых доказательств связи Скиапарелли с нацистами нет и в этих документах, но Сикрест уверенно утверждает: "Она должна была начать сотрудничать с ними, иначе ее никогда бы не выпустили из Франции, не позволили ли бы въезжать в нее и выезжать, как она это всегда делала... Я убеждена, что она вовремя вышла из дела. ФБР следили за каждым ее шагом еще два с половиной года. Они знали, что она была в чем-то замешана, но не могли найти доказательств, чтобы уличить ее в чем-то. Я понимаю, что она просто делала то, что, как она думала, поможет ей сохранить свой дом".
"Это все было много лет назад, — продолжает Сикрест. — Было много шума вокруг Шанель, спавшей с врагом, но она не была единственной. Есть книга, "Мода в оккупации", которая вышла в 2002 году. Это очень хорошая книга, она рассказывает не только о сотрудничестве с нацистским правительством, но и о том, что происходило вокруг... Французское правительство было банкротом и нуждалось в деньгах как можно скорее. Шанель и Скиапарелли задавали вопросы, но их не стали наказывать. Однако если бы речь шла о какой-нибудь продавщице из Galeries Lafayette, которая любезничала с немцами, ее бы, конечно, посадили в тюрьму."
Выбор редактора
Подборка Buro 24/7