Очки виртуальной реальности: для чего они нужны

Рассказываем, как VR меняет все

Сегодня, 13 октября, в продажу поступили очки виртуальной реальности PlayStation VR, которые, как обещают создатели, значительно изменят мировую игровую индустрию. Это не первое подобное устройство — в конце марта начались продажи очков Oculus Rift, разработкой которых занимался Facebook. Рассказываем, действительно ли подобные устройства можно считать технологическим прорывом.

На прошлой неделе глава Facebook Марк Цукерберг объявил о том, что компания внесет «небольшое изменение» в Oculus Rift, очки виртуальной реальности, которые она выпустила весной и которые, как обещалось, изменят рынок на десятилетия вперед. Если кратко, теперь очки будут работать и на обычных компьютерах и ноутбуках, что значительно расширит круг потребителей (раньше для работы с технологией Facebook сертифицировал компьютеры стоимостью не меньше $ 1000). В 2012-м на Kickstarter начали собирать деньги на разработку очков виртуальной реальности Oculus Rift, в 2014-м компанию купил Facebook, а в конце марта 2016-го очки поступили в магазины. Вместе с анонсом новой технологии Цукерберг признал, что пока продажи недотягивают до ожидаемых, но совсем скоро он все исправит.

Почему это важно? Теперь очки работают и с компьютерами за $ 500 — Facebook ожидает, что это расширит аудиторию в разы. В базовой комплектации они стоят $ 599 (HTC Vive, вышедшие в апреле, предлагают за $ 799, а PlayStation VR — за $ 399), что тоже выглядит вполне разумной ценой.

Пока пользователи скорее довольны Oculus Rift — те, кто уже поиграли, говорят, что очки нетяжелые, у них достаточно широкий обзор и они без задержек следуют за движениями игрока (для этого в комплекте есть сенсор, который во время игры нужно поставить рядом). С графикой и звуком тоже все в порядке. Из основных минусов — после использования очков ужасно болит голова — Facebook это признает и призывает делать перерывы каждые полчаса. Однако пользователи жалуются, что их постоянно тошнит. Журналисты, которым дали первым опробовать новинку, отмечают, что голова после долгой игры болела так сильно, что приходилось глотать аспирин. Поэтому следующей целью Facebook и PlayStation будет изменение интерфейса таким образом, чтобы использовать очки можно было сколько угодно. Только тогда технология сможет стать массовой — между хронической мигренью и отказом от виртуальной реальности все адекватные люди, понятно, выберут второе.

Проблема с очками еще и в том, что рекламировать их очень трудно, — если с характеристиками, например, нового айфона все понятно, то, не протестировав очки лично, сложно понять, о чем именно речь. Показывать, как играет кто-то другой, не имеет никакого смысла. Даже если сидеть рядом с игроком, останется чувство, что вы что-то упускаете. Поэтому вместо того, чтобы рекламировать очки, производители активно их демонстрируют — Sony, например, устраивает презентации во всех крупных английских городах, а Oculus можно протестировать (и купить) в больших универмагах вроде Harrods.

С этим анонсом Цукерберг выступил очень своевременно — всего за неделю до того, как в продажу поступит прямой конкурент Oculus Rift — PlayStation VR, предлагаемые очки куда дешевле — $ 399. Такая цена обусловлена тем, что у них один экран, а не два, но на качестве изображения это почти не сказывается. С такими очками работать будут около 30 игр, но, как отмечает The Verge, почти на каждой из них очки зависают и двигаться, играя в них, не нужно (а движение в виртуальной реальности и есть самое интересное). Их вердикт: PlayStation VR — пустая трата денег.

Единственная игра, в которую стоит играть с Oculus Rift, — EVE: Valkyrie. Ее действие происходит от лица погибшего на задании пилота, которого после очередной смерти пересаживают в новое тело. Одной рукой пользователю предстоит управлять космическим истребителем, а другой — стрелять. В EVE: Valkyrie определяющее значение имеет угол обзора, что позволяет пользователю быстрее замечать врагов и расправляться с ними. В другие игры, как рассказывают обозреватели, вполне можно играть и на обычном телевизоре, не покупая никаких очков.

Есть ли в этих очках магия, на которую рассчитывают те, кто покупают очки для того, чтобы полностью окунуться в параллельную реальность? Есть, но хватает ее ненадолго, надоедает она быстро. Когда все движения игрока тут же отображаются на экране, ощущения незабываемые, но эффекта хватает ненадолго, до тех пор, пока не начинают чувствоваться первые симптомы страшного головокружения.

В любом случае, пока такие очки из технологического чуда для узкого круга лиц не станут на конвейер, в их успехе есть большие сомнения. Пока компании полны энтузиазма и готовы совершенствовать свои творения. Вопрос в том, как скоро пользователям надоест играться с новинкой (а учитывая побочные эффекты, произойти это может скоро) и смогут ли очки выйти на действительно массовый уровень — такой, что у каждого, кто играет в игры на приставке (а это десятки миллионов человек), такие очки будут. Пока в развитие технологии Цукерберг обещает вложить $ 250 млн, другие наверняка потратят не меньше. Настоящая война за эскапистски настроенного потребителя только начинается, но решающими станут именно следующие шесть месяцев.