Распивы, сэмплы, отливанты: как устроен ресейл в парфюмерной индустрии
В последнее время все больше покупателей не спешат в магазины, чтобы купить флакон духов, а ищут альтернативные варианты. BURO. рассказывает, как арома-гики собирают свои коллекции
Парфюмерные сообщества и распивы ароматов
Парфюмерные аддикты и коллекционеры начали активно объединяться в сообщества в начале нулевых. Тогда это были чисто интеллектуальные проекты: люди общались на форумах, встречались в скверах, приносили редкие экземпляры ароматов, делились ими друг с другом, разливая по атомайзерам, устраивали посиделки в кафе за парфюмерными беседами. Одно из первых и самых крупных таких сообществ — La Parfumerie.
В основе всего лежала любовь к ароматам, желание поговорить, попробовать новое и найти единомышленников. В парфюмерном сообществе был обменник, где можно было продать или обменять неподошедшую композицию. Многих ароматов не было в России, поэтому люди покупали вслепую, заказывали друзьям, путешествующим за рубеж, и часто ошибались. Покупать аромат, основываясь только на его названии, описании и пирамиде, всегда большой риск, так как это всего лишь красивая ассоциативная история, созданная для привлечения внимания.
В основе всего лежала любовь к ароматам
Со временем парфюмерные сообщества получили коммерческую основу. Участники стали покупать флаконы духов и делиться миллилитрами за деньги. Этот процесс стали называть «распив», а аккуратно перелитый в атомайзер парфюм — «отливант». Во времена парфюмерного дефицита это была прекрасная возможность познакомиться с редкими духами и развить парфюмерную грамотность.
Сегодня дефицита на парфюмерном рынке уже нет, но распивы по-прежнему актуальны. Причин несколько: во-первых, можно найти давнюю «хотелку» или новинку и разносить ее в маленьком количестве, а затем уже решить, нужен ли полноразмерный флакон. Во-вторых, выбор ароматов не ограничен. Вы сами принимаете решение, что именно вы хотите. В-третьих, кому-то просто нравится открывать новые ароматы и испытывать яркие эмоции. Наличие флакона при этом абсолютно не обязательно. Основная радость у таких людей не от обладания, а от знакомства с новым. В-четвертых, духи в атомайзере удобнее брать с собой в путешествие или просто носить в сумочке.
Коллекции некоторых любителей отливантов доходят до 300-500 штук. Серьезный минус — отливанты имеют свойство портиться. С духами во флаконе это случается значительно реже. Протухший отливант вы обнаружите, уже нанеся его на себя.
Кстати, современные тревел-версии по 10 мл появились именно благодаря активной деятельности парфюмерных сообществ и самой популярной единице деления — 10 мл. Именно этого количества достаточно, чтобы понять, нужен вам полноразмерный флакон или нет. И тревел-версии ароматов в отличии от отливантов не портятся и не испаряются с такой скоростью.
Парфюмерные обменники
Обменяться ароматами можно в парфюмерных сообществах и соцсетях, например, в Profumania. Есть отдельный ресурс — ПарфОбмен. Там вы можете поменять неподошедший флакон духов на то, что вам больше по душе, или купить начатый флакон за символическую стоимость.
Риски здесь есть. Можно купить испорченный аромат. В парфюмерных сообществах люди знают друг друга и пишут отзывы в профиле после покупки или обмена. Поэтому самый безопасный способ — взаимодействовать с теми, у кого хорошая репутация, и обговаривать как можно больше деталей с новичками. Сайты курируются администраторами, и в случае проблем можно обратиться к ним за помощью.
Семплы
Некоторые интернет-магазины продают то, что принято дарить, а именно семплы. Существуют и подписки на семпл-боксы у Olfactif, Scentbird, I love parfum. Это такой тест-драйв перед покупкой аромата. Цены на семплы бывают завышенными, но зато здесь точно не будет подделок.
Некоторые бьюти-блогеры продают семплы в специальных бьюти-коробочках и называют их парфюм-бокс, бьюти-бокс, арома-бокс, эксперт-бокс, семпл-бокс. Как правило, это набор из 3-5 тематически подобранных семплов. Это удобно, когда вы исследуете какую-либо ноту в парфюмерии. Так как количество семплов у блогеров ограничено, то и боксы меняются каждый месяц. Иногда они привязаны к конкретному сезону, иногда — к ингредиенту, иногда это просто новинки, никак не связанные между собой.
Плюсы:
если вы живете не в мегаполисе или у вас нет времени ходить по магазинам и пробовать новинки, парфюмерные боксы очень удобны. Можно заказать доставку курьером и даже не ходить на почту.
Минусы:
комплектация боксов непостоянная, повторить один и тот же набор не удастся. Выбор ассортимента бокса определяется его автором, а не вашими пожеланиями и интересами. Что будет в следующем боксе — всегда загадка. А еще жители мегаполиса могут получить эти семплы в магазине бесплатно. Не всегда, но все же семплы поставляются в магазины. Поэтому не стоит спешить и оформлять ежемесячную подписку, можно просто дойти до ближайшего магазина с нишевой парфюмерией и попросить у продавца семплы.
«Авито» и eBay
На «Авито» можно купить тестеры и оригиналы по цене иногда в десять раз дешевле, чем в магазине. На практике велика вероятность купить подделку.
Винтаж — это всегда игра в рулетку
На eBay есть редкие винтажные экземпляры или современные духи по приятной цене. Риски все те же, что и на «Авито» — легко купить подделку, получить разбитый или пролитый по дороге флакон. Также не все продавцы пересылают флаконы в Россию. Перед покупкой имеет смысл почитать комментарии по доставке. А еще покупая винтажную парфюмерию, вы рискуете получить испорченный аромат. Обвинить продавца в таком случае не получится, винтаж — это всегда игра в рулетку.