Что стоит за скандалом с Natura Siberica и оленьими пантами
Почему отказ компании от использования пантокрина еще ничего не значит
13 марта на телеканале «Дождь» вышел сюжет о том, что компанию Natura Siberica уличили в жестоком обращении с животными. Новость немедленно вызвала в СМИ и социальных сетях большой резонанс. Причиной такого внимания к компании стало использование в косметических средствах экстракта пантов. Это — неокостеневшие рога северных оленей, более известные как пантокрин. Добыча этого ингредиента проходит крайне болезненно для животных и совсем не вяжется с философией натуральности и экологичности бренда.
На самом деле пантокрин — это медицинский компонент, который входит в Государственный реестр лекарственных средств. То есть при производстве не был нарушен ни один закон. Но история нанесла урон репутации компании, поэтому Natura Siberica решила провести опрос в своем инстаграме и узнать, хотят ли покупатели пользоваться косметикой, включающей этот ингредиент, или нет. Результаты показали, что 70% людей готовы пожертвовать целебными и омолаживающими свойствами пантокрина и требуют принять меры по этому вопросу. Поэтому со 2 апреля Natura Siberica официально отказывается от использования пантокрина в своих косметических средствах. Казалось бы, история закончилась хорошо, но стоит посмотреть на ситуацию под другим углом.
С одной стороны, приятно осознавать, что общество не стало молчать и подняло вопрос о гуманности косметической компании в отношении животных на такой уровень. Но, с другой стороны, все это напоминает низкобюджетный спектакль ради успокоения общественной совести. Тот факт, что этот ингредиент перестанет использовать в своей косметике один российский бренд, не означает, что фермы по всему миру закроются, а сотни тысяч оленей выпустят на свободу. Производство пантокрина — это индустрия огромных масштабов, которая не откажется так просто от прибыли во имя защиты природы.
Несмотря на популяризацию экологичного стиля жизни и отказ многих брендов от опытов над животными, миллионы зверей по-прежнему умирают каждый год в процессе тестирования косметики, средств гигиены и прочих бытовых принадлежностей, которые стоят на полках в магазинах.
Например, в Китае по закону вся косметическая продукция обязана быть протестирована на животных, прежде чем она получит разрешение продаваться на его территории. Поэтому некоторые бренды, с одной стороны, публично заявляют, что они против тестирования на животных и никогда бы этого не сделали, но, так как их продукция востребована на самом прибыльном рынке, это для них вынужденный шаг. Далее они автоматически попадают в черные списки на сайте Peta.
Многие компании оправдывают тесты на животных тем, что непротестированные продукты могут нанести вред здоровью людей. В прошлом году от шампуня Wen Hair Care, разработанного звездным стилистом Чазом Дином, облысела одиннадцатилетняя девочка Элиана Лоуренс, и компания получила еще 21 тысячу жалоб от клиентов. Чаз не проводил тесты на животных ради имиджа своего шампуня, и пока New York Times не подняла шум, средство можно было легко купить в американских супермаркетах. Таким образом, погоня за востребованной на рынке этичностью сама по себе в некоторых случаях превращается в пренебрежение этикой.
Стоит помнить также, что заветная пометка «био» на креме или сыворотке — еще не доказательство того, что продукт экологически чистый и произведен гуманным путем. К слову, пока в России юридически никак не наказуемо, если косметический бренд сделает на упаковке своей продукции пометку «био» в маркетинговых целях, не являясь таковым. Но большинству покупателей важна сама наклейка, а не то, что мелким шрифтом значится в составе. И уж тем более единицы изучают дополнительную информацию по каждому ингредиенту в интернете.
Скандал вокруг Natura Siberica и пантокрина в их продуктах вовсе не гарантирует, что люди станут внимательно читать состав крема до оплаты на кассе. Также нелегко представить, что каждый найдет исчерпывающую информацию об ингредиентах, которые получают путем жестокого обращения с животными, и выучит ее наизусть. И, конечно, мало кто готов будет отказаться от качественной туши, теней и помады.
Повлиять на адаптацию производственного процесса компании Natura Siberica и заговорить об этом в СМИ и соцсетях — это один маленький шаг. К значительным переменам приведет развитие новых технологий для возможности синтезирования новых эффективных формул в косметике, а также повышение уровня производства и контроля за ингредиентами. Неизвестно, какая правда и о каком косметическом бренде всплывет завтра, но важно понимать, что наличие пометки «eco» или «bio» еще ни о чем не говорит.