Поиск

Фемтех — не грех. Почему товары и услуги для женщин не должны создавать мужчины

Феноменом года фемтех называли The Guardian и New York Times в 2018 году, а теперь о женском бизнесе для женщин говорят и в России. Рассказываем, почему это здорово – хотя мужчины снова лезут не в свое дело

Фото: Yaroslav Shuraev
Фото: Cotton Bro

Фемтех (Female Technologies), или технологические товары или услуги, ориентированные на женщин, – один из самых быстрорастущих сегментов в сфере стартапов про репродуктивное и психологическое здоровье, материнство и самочувствие. Он включает в себя «умные календари» для наблюдения за менструальным циклом, менструальные чаши, приложения для телемедицины и общения по интересам, секс-игрушки и многое другое.

По данным аналитиков Emergen Research, объем фемтех-рынка (девайсы, программы и услуги) в прошлом приблизительно равнялся $19 млрд, а его финансирование выросло почти вдвое всего за год. Также прогнозируется, что рост на ближайшие годы активно продолжится в среднем на 15% в год и к 2027 году достигнет объема в $60 млрд. Ключевыми рынками для фемтех-сервисов станут именно развивающиеся страны (Россия в том числе), где о менструациях и женских проблемах в целом не принято говорить, но уже давно очень хочется.


ОТКУДА ТАКОЙ ИНТЕРЕС?


До недавнего времени научные исследования в сфере здоровья и хорошего самочувствия не задействовали женщин и не были для них адаптированы. Наука просто не брала в расчет важные различия между женским и мужским организмом, и дело не только в габаритах. Например, от рака легких умирает больше женщин, чем от рака груди, потому что эстроген может влиять на развитие опухоли в этой зоне. Но как эта информация может помочь в лечении и предотвращении рака, пока непонятно, потому что исследований мало.

Тестирования (и на безопасность, и на эффективность) большинства препаратов также в основном проводятся только на мужчинах, в том числе лекарств от тошноты при беременности, например. В 1977 году Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (FDA) исключило женщин детородного возраста из участия в испытаниях лекарств на территории страны. Похожая ситуация была во многих европейских странах вплоть до недавнего времени.

К этому запрету привело убеждение, что уже само наличие менструального цикла могло исказить результаты испытаний, а прием лекарств — повлиять на течение беременности и здоровье плода в будущем (чайлд-фри к тестированиям также не допускались). Поэтому женщины 20 лет принимали лекарства в увеличенных дозировках, причем некоторые из них, может быть, на женщинах вообще не работали или работали неправильно, но мы этого не знаем.

Фемтех — не грех. Почему товары и услуги для женщин не должны создавать мужчины (фото 1)

Сегодня фармкомпании по крайней мере уже понимают, что такая мужецентричность в медицине для одной отдельной женщины может стать роковой. Но ждать, пока наука, где руководящие должности занимают в основном мужчины, наконец адаптируется под женские потребности или хотя бы обратит на нас внимание, можно вечно. И женщины просто берут дело в свои руки.

Развитие фемтеха происходит по той же причине, по которой все больше женщин предпочитают рожать с доулами (обученный человек, но не профессионал в области здравоохранения, который поддерживает женщину во время родов, проблем с беременностью и так далее. — прим. BURO.) и отказываются от научно доказательных врачей в пользу альтернативной медицины. С ростом популярности идей феминизма рынок медицинских услуг и товаров для так называемого женского здоровья не без причины теряет наше доверие: «карательная гинекология» и синяя жидкость в рекламе прокладок уже не воспринимаются как норма. Одни женщины предпочитают лечиться БАДами у натуропатов, другие меняют рынок изнутри.

Несложно заметить, что значительная часть фемтех-проектов так или иначе связана с менструациями. Менструирующих женщин (здесь и далее мы обобщаем, но трансмаскулинные персоны тоже могут иметь менструации и быть потребителями таких продуктов) на планете приблизительно 3 миллиарда. И не у каждой есть доступ не просто к средствам личной гигиены, но даже к знаниям о том, как устроен их организм.

Фемтех — не грех. Почему товары и услуги для женщин не должны создавать мужчины (фото 2)

На фоне этой ситуации решения фемтеха кажутся благим делом, которое всем нам облегчит жизнь. Впитывающие трусы, многоразовые прокладки и менструальные чаши были придуманы женщинами для женщин и перевернули рынок, потому что обратили внимание на их нужды.

Классические средства гигиены, придуманные мужчинами, за столько лет не стали сильно удобнее, доступнее и экологичнее. И так почти со всеми товарами, как будто мужчинам просто невыгодно, чтобы мы чувствовали себя свободно и безопасно. И отчасти это так: когда на рынке появились первые тампоны, мужчины переживали, что женщины смогут больше времени проводить вне дома и станут еще более независимыми.

Приведем примеры удачных фемтех-старапов.


Kozo Girls

В Замбии, как во многих других развивающихся странах мира, многие девушки не могут позволить себе средства гигиены, что в итоге ограничивает их мобильность и они пропускают школьные занятия. В 2017 году международная НКО Pact начала обучать местных девочек изготовлению многоразовых прокладок. В результате это не только решило проблему с доступом к средствам гигиены, но и обеспечило молодых женщин работой и стабильным доходом.


Attn: Grace

С протеканием мочевого пузыря сталкивается каждая третья женщина во время менопаузы но вы, скорее всего, об этом не знаете. Основательницам Attn: Grace Мии Аббруззезе и Александре Феннелл такое положение дел не понравилось, поэтому соцсети их собственного бренда эко-средств гигиены стали площадкой для поддержки и обсуждения всех насущных вопросов. Кроме того, все товары Attn: Grace изготовлены на заводах, использующих углеродно-нейтральное топливо, и полностью перерабатываются.


Lioness

С мужским оргазмом все понятно, а женский, кроме того что достигается сложнее, еще и иногда неуловим. «Умный» вибратор Lioness Лиз Клингер и Анны Ли помогает понять, насколько «результативна» была ваша последняя мастурбация. Он с помощью датчиков собирает данные о вашем самочувствии во время процесса и строит для вас «графики наслаждения» в приложении. Эта информация затем используется для персонализации скорости и темпа вибраций чтобы игрушка доставила больше удовольствия, а вы знали, в каком темпе секс вам лучше заходит.


ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЭТИ СТАРТАПЫ? ВСЕ ОНИ СОЗДАНЫ ЖЕНЩИНАМИ


Фемтех требует не просто гендерного равенства внутри компании. Важно, чтобы ключевые решение принимались только женщинами: чтобы они не просто занимались разработкой концепции и выступали идейными вдохновительницами. Женщины должны определять, как продукт будет тестироваться, рекламироваться, кем разрабатываться и где будет продаваться.

Но там, куда стекаются большие деньги, быстро появляются и загребущие мужские капиталистические руки, чтобы урвать свой кусок пирога. И все начинает идти наперекосяк.

В 1920 году миру была представлена первая в мире женская бритва Milady Decollete под брендом Gillette. Продукт позиционировался как новаторский: сама бритва выглядела как подлинный предмет гламурного женского туалета и продавалась в нарядном чехле, изнутри обитом бархатом. Также одним из преимуществ Gillette называли то, что наличие собственной бритвы в косметичке позволяет женщине с ней не расставаться, если муж ушел из дома и забрал свою (эти нравы ревущих 20-х).

Фемтех — не грех. Почему товары и услуги для женщин не должны создавать мужчины (фото 3)
Фото: Gillette Safety Razor Company. Scanned by Duke University Libraries.

Но удаляли ли женщины волосы на теле до того, как их стигматизировала реклама женских бритв? В Gillette говорили, что и до изобретения Milady Decollete четверть покупок у них совершали женщины. По сравнению с ситуацией до-бодипозитивных нулевых, когда волосы на теле удаляли практически 100% молодых женщин, это ничтожно мало, даже если покупали они бритвенные станки для с себя. Культ борьбы с волосами сейчас — отголосок тех времен, когда обзывать женщину с небритыми ногами было классным маркетинговым решением.

Перенесемся на сто лет вперед: в мае этого года группа мужчин из Германии решила, что им даровано право стигматизировать месячные еще сильнее. Результатом их чрезмерной уверенности в себе стал мини-стартап Pinky Gloves — розовые перчатки, которые женщинам предлагалось надевать, чтобы поменять тампон или прокладку и в которые уже использованное средство гигиены можно завернуть и выбросить в ведро с уровнем секретности советского шпиона.

Что же вдохновило их на это неоднозначное изобретение? Евгений Раимкулов и Андре Риттерсвюрден впервые показали его на шоу Die Höhle der Löwen: сами создатели объяснили свою идею тем, что однажды в женском туалете военной казармы они увидели использованный тампон, и это настолько их шокировало, что мысли о «проблеме утилизации гигиенических средств» не оставляли их светлые головы целых десять лет.

К счастью, горе-изобретателям быстро объяснили, что женщины на самом деле хотят получать прокладки и тампоны бесплатно, а не платить по 12 евро за пачку бесполезных перчаток, которая бы напоминала им, что быть живой женщиной – стыдно. В итоге продажи быстро свернули. Можем предложить Раимкулову и Риттерсвюрдену раздать оставшиеся перчатки своим друзьям-мужчинам, которые не моют руки после туалета.

Фемтех — не грех. Почему товары и услуги для женщин не должны создавать мужчины (фото 4)

Но даже если у компании «женское лицо», может случиться неприятный сюрприз.

В 2019 году газета The Guardian опубликовала расследование о приложении The Femm (трекинг менструаций, консультации врачей и блог о репродуктивном здоровье), которым активно пользуются женщины из США, Европы, Африки и Латинской Америки. По информации авторов материала, The Femme Foundation (разработчик приложения) спонсирует фонд американского бизнесмена-консерватора Шона Филера. Филер публично поддерживает организации, выступающие за запрет оральной контрацепции и абортов.

И вот совпадение: The Femm в блоге тоже выступают против абортов и взамен предлагают предохраняться календарным методом, который не считается надежным. Приложение собирает данные о сексуальной активности и менструальном цикле, поэтому закономерно возникает вопрос — а безопасно ли пользоваться им в странах и штатах, где аборты запрещены? И не передает ли приложение «подозрительные» данные в руки государства, которое затем может задерживать женщин по подозрению в прерываниям беременности?


А ФИНАНСИРУЕТ ЛИ ФЕМТЕХ КТО-НИБУДЬ НОРМАЛЬНЫЙ?


Очевидная востребованность на рынке пока не является железным аргументом для инвесторов. В 2019 году стартапы, основанные женщинами, привлекли инвестиций только на $6 млрд, тогда как мужские – на все 195 млрд. Есть данные о том, что женские стартапы по итогу оказываются прибыльнее в два раза: аналитики консалтинговой компания BCC подсчитали, что каждый доллар, вложенный в женский проект, принесет 78 центов, а на мужчинах вы заработаете только 31. Инвесторы это, конечно, замечают, но решимости им это не дает. Почему? Потому что они мужчины, а мужчинам удобнее, чтобы женщины держались подальше от больших денег и свершений.

Фемтех — не грех. Почему товары и услуги для женщин не должны создавать мужчины (фото 5)

Темы репродуктивного здоровья, материнства, секса, ментального здоровья и особенностей женского тела остаются табуированными в обществе, а фемтех-проекты снимают эту стигму своим позитивным и открытым настроем и возлагают на себя просветительскую миссию, что ускоряет процесс эмансипации.

Женщины чувствуют себя увереннее. И это тоже не нравится бумерам-консерваторам, которые хотят, чтобы гендерные роли закаменели и красавица-жена варила мужу суп, пока он бы делал свои миллионы в офисе, зарабатывая на страхе других женщин постареть и потолстеть.

Но женщины зарабатывают деньги сами и инвестируют их в проекты других женщин, так что паровоз уже не остановить.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7