Поиск

«Это пространство для саморефлексии»: Тарас Желтышев — о медицине в искусстве и собственной арт-вселенной

«Это пространство для саморефлексии»: Тарас Желтышев — о медицине в искусстве и собственной арт-вселенной

Интервью: Василиса Кузьмич

Фото: Егор Канеев

В марте этого года арт-проект российского художника Тараса Желтышева привлек инвестиции в размере миллиона долларов. Тогда Тарас делился планами, в которые входило открытие новой мастерской, участие в больших международных ярмарках, а также развитие вселенной Yoomoota. Спустя шесть месяцев художник анонсировал первую сольную выставку в Бангкоке — об этом, а также о том, как изменились его жизнь и творчество за время работы в Азии, мы и решили поговорить.


Ваш путь в искусство начинался, как ни странно, с медицины: замечали и замечаете ли вы в чем-либо сходство таких разных сфер?

Я думаю, что искусство всегда развивалось параллельно с наукой. Есть мнение, что искусство в современном смысле слова существует уже более 300 тысяч лет — с тех времен, когда первобытные люди начали создавать подобие инсталляций из тел животных, убитых на охоте, и превращать их в своеобразные тотемы. По сути, это было первое проявление искусства, а также проявление веры.

Искусство — параллельная научная дисциплина, которая развивает воображение и вдохновляет многих людей. Наука (в первую очередь для меня это медицина) и искусство — два столпа развития человечества.

«Это пространство для саморефлексии»: Тарас Желтышев — о медицине в искусстве и собственной арт-вселенной (фото 1)
Процесс создания героя вселенной Yoomootа Pillman
«Это пространство для саморефлексии»: Тарас Желтышев — о медицине в искусстве и собственной арт-вселенной (фото 2)
Герой вселенной Yoomootа Pillman

Что сподвигло на создание первого арт-объекта?

Моим первым реальным арт-объектом был светильник, потому что начинать с чистой скульптуры и живописи мне было неинтересно. Не хотелось повторять путь художников, которые желают быть новаторами, хоть я и не был исключением среди них. Я пытался понять, что могу сделать, и в один момент мне, как человеку, живущему в Сибири, на ум пришел самый практичный предмет искусства — световой прибор.

Я создал стилизованную настольную лампу в виде дога под названием MTF — «Мой настоящий друг» (My True Friend), аллегория собаки и света как друга человека. Это был мой первый арт-объект, который я отправил на конкурс и получил за него первую награду в Милане в конкурсе A'Design Award. Сначала я смоделировал digital версию MTF, а затем реализовал в своей первой небольшой мастерской.

«Это пространство для саморефлексии»: Тарас Желтышев — о медицине в искусстве и собственной арт-вселенной (фото 3)
Лампа My True Friend

В марте этого года ваш арт-проект привлек инвестиции в размере 1 миллиона долларов. Поделитесь, что этому предшествовало и как вы отнеслись к этой новости?

Этому предшествовала большая работа: когда создавался первый проект NFT Yoomoota, я изначально хотел сделать не просто набор изображений. У меня была огромная информационная база о вселенной Yoomoota. Я добавил большое количество дополнительных планет и персонажей, сделал для них описания. Вселенная стала углубляться и детализироваться. Были созданы разные дополнительные персонажи, появился нарратив вселенной и, конечно же, был намечен план по ее развитию. Конечно, пути неисповедимы, и то, как вселенная развивается сейчас, не было запланировано в то время.

Даже при работе в NFT-сфере, которая длилась примерно полгода, было запланировано создание реальных арт-объектов, потому что они должны существовать в связке. NFT — это лишь история, сопровождающая физические арт-объекты, а физические арт-объекты поддерживают непосредственно историю вселенной Yoomoota. Таким образом, получился тандем физических и digital арт-объектов, который я успешно презентовал и получил эти инвестиции. Сейчас мы стараемся сделать Yoomoota все больше и больше похожей на реальную вселенную.

«Это пространство для саморефлексии»: Тарас Желтышев — о медицине в искусстве и собственной арт-вселенной (фото 4)
NFT-герои Тараса

Как на вас отразилось привлечение такой суммы? Получается, художник в 2023 году уже не должен быть голодным?

Художник должен быть голодным, но нуждаться не в еде, а в познании и идеях. Он должен голодать постоянно, чтобы стремиться познавать новое и путешествовать сквозь галактики в своем воображении. Финансовое голодание может быть полезным, оно мотивирует многих на отчаянные меры и эксперименты, хоть и далеко не всех. Многие в погоне за желанием не голодать, к сожалению, выбирают более простые пути. Раньше, да и сейчас, этого можно было достичь более легкими средствами, без самопожертвования. Художественная деятельность — уже достаточно большое самопожертвование, поэтому речь даже не о голоде, а о способности человека следовать своей идее и стремиться к ней, даже когда ты сыт.

«Это пространство для саморефлексии»: Тарас Желтышев — о медицине в искусстве и собственной арт-вселенной (фото 5)
Работа в студии в Бангкоке
«Это пространство для саморефлексии»: Тарас Желтышев — о медицине в искусстве и собственной арт-вселенной (фото 6)
Работа в студии в Бангкоке

Столицами современного (и не только) искусства принято считать традиционный набор: Лондон, Нью-Йорк, Париж. Почему именно Бангкок стал местом, в котором вы решили открыть мастерскую и продолжать развиваться?

Традиционно считается, что культурные центры мира — это Европа и США. Но на самом деле сейчас многие тренды приходят туда именно из Азии. Как раз поэтому местом открытия мастерской выбран был Таиланд. Эта локация значительно упрощает выход на азиатские рынки, которые мы считаем приоритетными для развития Yoomoota. В Таиланде сейчас мощнейший рост экономики, появился большой пласт обеспеченных людей, которые начинают интересоваться искусством.

Помимо этого, здесь тепло и хорошие погодные условия. Так как я был рожден в Сибири, особенно ценю вечное лето. Таиланд для нас — старт развития в этой части света, мы уже обсуждаем потенциальные выставки в Китае, Корее и других ключевых странах региона.


Как много времени прошло с момента идеи открытия мастерской в Бангкоке до ее реализации?

В Таиланд мы с семьей перебрались в июне 2022 года. После сдачи NFT-проекта переехали сначала на Пхукет, где прожили 2 месяца, и я преимущественно развивал вселенную Yoomoota в NFT-направлении. Постепенно, пока NFT-сфера приходила в упадок, пришла мысль о создании мастерской в Бангкоке: эта идея зародилась примерно в сентябре 2022 года. С будущими инвесторами мы впервые пересеклись через пару месяцев. И уже к концу ноября – началу декабря была организована мастерская, снято помещение, заказано оборудование, и я постепенно начинал производить изделия. Но процесс наполнения мастерской идет до сих пор: покупается оборудование, формируются новые зоны и так далее.

«Это пространство для саморефлексии»: Тарас Желтышев — о медицине в искусстве и собственной арт-вселенной (фото 7)
Мастерская Тараса в Бангкоке
«Это пространство для саморефлексии»: Тарас Желтышев — о медицине в искусстве и собственной арт-вселенной (фото 8)
Мастерская Тараса в Бангкоке
«Это пространство для саморефлексии»: Тарас Желтышев — о медицине в искусстве и собственной арт-вселенной (фото 9)
Мастерская Тараса в Бангкоке

В чем главное отличие азиатского арт-рынка от европейского?

Основное отличие азиатского искусства от европейского, хоть это и две разные культуры, заключается в концептуальности. Европейское более концептуально. Азиатское ближе к поп-арту: здесь преобладают милые персонажи и образы из мультипликации. В Азии другие культурные институции, другая культура в целом, поэтому можно встретить на рынке огромное количество милых игрушек в виде животных, картин с мультипликационными образами детей и животных. Большая часть искусства развивается в таком направлении. Конечно, есть и концептуальное искусство, но его тут в разы меньше, чем на европейском рынке.

Влияние западной культуры на Азию огромно в данный момент, но одновременно восточное искусство влияет на западное. В ближайшее время, а может, уже и сейчас, можно увидеть слияние двух этих миров воедино.


Впереди — первая сольная выставка в Азии, которая пройдет с 8 по 28 сентября в крупнейшем молле Icon Siam совместно с 333Gallery. Означает ли это событие новый этап вашего творческого пути? В чем он состоит?

Я начал по-другому уделять внимание работам, а именно конечному продукту, каким он достигает коллекционера, — это очень важно. Огромное значение имеет рассказ о вселенной: через какие инстанции это делать, через что показывать. Сейчас мы дополняем это через видеопродвижение, снимаем больше процессы создания работ. Для меня это новый этап еще и потому, что я начал писать картины, чего раньше не делал. Также открыл для себя живопись и ручную иллюстрацию. Я очень любил делать концепты, создавать персонажей и писать истории о них, но сейчас добавил в список своих любимых занятий и подобные ремесла.

Эта выставка и местный арт-рынок в целом позволили мне увидеть новые проблемы, которые хочется отразить в своем творчестве. Благодаря азиатскому рынку я также понял, какими способами можно транслировать историю вселенной Yoomoota. Увидел разницу в реакции людей на работы. Единственное, что сейчас остается, — доделать все экспонаты и дождаться выставки. И уже тогда можно будет собрать своеобразный анамнез.

«Это пространство для саморефлексии»: Тарас Желтышев — о медицине в искусстве и собственной арт-вселенной (фото 10)
Процесс создания героя вселенной Yoomootа Red Head
«Это пространство для саморефлексии»: Тарас Желтышев — о медицине в искусстве и собственной арт-вселенной (фото 11)
Процесс создания героя вселенной Yoomootа Red Head

Что стоит ожидать посетителям от масштабной выставки в Бангкоке? Есть ли идея, вокруг которой сформировалась ее концепция?

Проводником на выставке станет Aspr1m, герой, который отражает любопытство в каждом из нас. Он путешествует по вселенной Yoomoota и знакомит нас с разными планетами. Именно этот персонаж был использован в приглашениях, которые мы рассылали местной прессе и ключевым инфлюенсерам.

Выставка станет большим введением во вселенную Yoomoota с описанием каждого персонажа и общего концепта вселенной. Основная идея — первое появление Yoomoota в Азии и знакомство людей с ней, а по совместительству — с самими собой.

Впервые в одном месте можно будет увидеть такое разнообразие объектов вокруг одной художественной вселенной. На выставке будут представлены мебель, картины, фигуры, скульптуры и инсталляции. Всего более 40 экспонатов, многие из которых будут показаны публике впервые.

«Это пространство для саморефлексии»: Тарас Желтышев — о медицине в искусстве и собственной арт-вселенной (фото 12)
Процесс создания героя вселенной Yoomota Aspr1m
«Это пространство для саморефлексии»: Тарас Желтышев — о медицине в искусстве и собственной арт-вселенной (фото 13)
Герой вселенной Yoomootа Aspr1m

Мир Yoomoota — какой он? Можно ли назвать эту вселенную safe space?

Yoomoota — это мир самообразования и самопознания, где можно постоянно открывать что-то новое. Это пространство для саморефлексии, которое описывает наше строение, мышление, физиологию, взаимоотношения с другими людьми. В путешествии по вселенной Yoomoota человек познает через себя мир вокруг. Есть старая крылатая фраза: «Imperare sibi maximum imperium est» («Владеть собой — владеть всем миром»). Если человек способен контролировать себя, то он понимает, как жить среди других людей не только в социальном, но и физиологическом плане. Взаимоотношения с другими людьми напоминают гомеостаз — регулирование внутренних процессов организма (дыхание, сердцебиение).

Наверное, можно использовать термин «safe space», но зрителям виднее, а ведь Yoomoota существует всего 3 года, и, чтобы собрать даже простейшую статистику, нужно чуть больше времени и чуть больше реакции публики. На данном этапе вектор развития Yoomoota лежит в образовании и помощи людям в самопознании через работы.

«Это пространство для саморефлексии»: Тарас Желтышев — о медицине в искусстве и собственной арт-вселенной (фото 14)
Герой вселенной Yoomootа Red Head
«Это пространство для саморефлексии»: Тарас Желтышев — о медицине в искусстве и собственной арт-вселенной (фото 15)
Герой вселенной Yoomootа Candy Lady

Почему нашему обществу необходим альтернативный мир Yoomoota?

В своей жизни я часто встречал у людей вокруг себя страх незнания, непонимания, что происходит с нами в определенные моменты. Во многом это приводит к депрессии, паническим атакам и другим трудностям в жизни. Также это касается отношения к болезням и вирусам, некоторые люди неверно воспринимают эти феномены. Осознавая психологические и физические процессы, которые протекают в нашем организме, человек может создать импульс для их контролирования.

И, разумеется, Yoomoota нужна для вдохновения, для поиска чего-то нового в себе как личности и в окружающих людях. Мне всегда хотелось понимать себя, людей, свои ощущения. Как бы я ни старался, мне не дается осознать себя целиком. Иногда я чрезмерно чувствую свое тело и ощущаю каждый нервный импульс, поэтому мне легко передать эмоциональное состояние через искусство.

«Это пространство для саморефлексии»: Тарас Желтышев — о медицине в искусстве и собственной арт-вселенной (фото 16)
Герой вселенной Yoomootа Fast Money
«Это пространство для саморефлексии»: Тарас Желтышев — о медицине в искусстве и собственной арт-вселенной (фото 17)
Герой вселенной Yoomootа Lazy Wolly

Свой арт-проект вы не раз называли исследованием, а у любого исследования есть цели и задачи — ставили ли вы их для себя и смогли ли достичь?

Изначально создается задача, ставится проблема, потом эта проблема глубоко изучается, а решение идет из очень далекого прошлого. Все персонажи и образы, которые вы можете встретить в этой вселенной, имеют фундамент. Фундамент идеи кроется в биологическом развитии жизни на нашей планете, она напрямую с этим связана. Как мы воспринимаем цвета, формы; как наш мозг воспринимает цвета и формы; как их видит человеческий глаз.

Во вселенной Yoomoota существует планета Оргиньон, про которую я много раз рассказывал, и она, по сути, представляет собой энциклопедию человеческой анатомии, только наизнанку. Планета — это вывернутый внутренний мир человека, где жители — это части тела, органы, клетки. Процессы, происходящие на этой планете, отображают процессы, протекающие в теле. Честно сказать, чем больше находится аналогий, чем более сюрреалистичным это пространство становится, тем сложнее получается его осознать.

Физика, математика (да и вообще любая современная наука) стремятся к оптимизации: к уменьшению размеров, снижению потребления энергии и так далее. Yoomoota — это подобный вид оптимизации, понимания функционирования человека и человечества. Когда получится это оптимизировать, тогда, следовательно, появятся возможность и ресурсы для того, чтобы углубиться и найти что-то новое.

«Это пространство для саморефлексии»: Тарас Желтышев — о медицине в искусстве и собственной арт-вселенной (фото 18)
Проект Yoomootа – шахматы Another Kingdom
«Это пространство для саморефлексии»: Тарас Желтышев — о медицине в искусстве и собственной арт-вселенной (фото 19)
Стул-лимфоцит Lymphochair

Помните ли вы самую странную реакцию на вашу работу? Какой она была и отразилась ли на вас?

Я помню странную реакцию на один из моих столиков, на котором было изображено сплетение нервов. Реакция была негативная: «Фу! Что это такое? Это изображение эмоций как чего-то пошлого!». Такое происходит как раз таки потому, что у людей нет понимания этого образа. Ну а чего удивляться: люди не знают, где у них располагаются определенные части тела. Например, сердце показывают с правой стороны. Многие не знают и знать не хотят, где у них находится селезенка, поджелудочная и так далее.

Мы живем в пространстве, в объемном пространстве, и можем разнонаправленно двигать наши конечности лишь по импульсу, исходящему из нашей головы, из мозга. Странно, что это не сильно интересует человечество.


А каким и от кого был самый неожиданный отзыв?

Неожиданный отзыв касательно вселенной Yoomoota, к сожалению, не могу вспомнить. По большей части людям нравится, они находят какой-то отклик в объектах. Отдельные персонажи, например, Красный страх (Red Fear), с Планеты Эмоций вызывает отклик — люди буквально считывают эмоции. Те, кто связан со сферой медицины, понимают историю Тимуса (Thymus) только по его внешнему виду — догадываются, что этот персонаж является тимусом вселенной Yoomoota. Для меня удивительно и радостно, как люди считывают образ, как будто он им знаком, хотя они видят его первый раз в своей жизни. Потому что изначально идея создания этого образа основывается на том, что уже есть в человеке: люди подсознательно знакомы сами с собой на каком-то интуитивном уровне.

«Это пространство для саморефлексии»: Тарас Желтышев — о медицине в искусстве и собственной арт-вселенной (фото 20)
Герой вселенной Yoomootа Red Fear
«Это пространство для саморефлексии»: Тарас Желтышев — о медицине в искусстве и собственной арт-вселенной (фото 21)
Герой вселенной Yoomootа Thymus

В завершение самое время провести аналогию с медициной. Получилось ли у вас в ходе исследования и работы над инсталляцией «собрать анамнез» у общества? Сформулировали ли вы для себя его «диагноз» и есть ли способы «лечения»?

Могу сказать, что люди хотят углубляться, рефлексировать и познавать себя. Многие не считают это необходимым, но подсознательно к этому стремятся. Очень многие боятся смерти и со временем понимают, что умирает не воображение, не смысл, а тело, поэтому люди постепенно познают свое тело с возрастом. И чем раньше и чем больше человек о нем будет узнавать, тем скорее мы приблизимся к метафорическому философскому камню.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7