Кино на Берлинале: Вонг Кар-Вай
Эксперты кино о фильме открытия фестиваля
Вчера, 7 февраля, в Германии начал работу 63-й Берлинский кинофестиваль. Берлинале известен самобытностью и верностью своим традициям. Например, для этого конкурса первоочереден геополитический фактор, а его организаторов зачастую обвиняют в политизированности и излишнем внимании к теме секса (с 1987 года здесь вручают специальный приз "Тедди" за лучший фильм о секс-меньшинствах). Можно ли назвать это характерной чертой? Директор фестиваля Дитер Косслик с нескрываемой иронией отвечает на провокации: "Мы за прогрессивное кино, а политики не стоит бояться".
Вонг Кар-Вай и Тони Люн Чу Вай, Чжан Цзыи
Открытие 63-го Берлинского кинофестиваля прошло под знаком Вонга Кар-Вая. Председатель жюри первым представил фильм "Великий мастер" (в российском прокате "Великие мастера") — об отношениях Брюса Ли со своим учителем Ип Маном (Тони Люн Чу Вай). Картина уже вышла в прокат в Китае, собрав в общей сложности 45 миллионов долларов и представив зрителям смесь завораживающей хореографии Юэнь Ву-Пина и знаковой для режиссера меланхолии. Стоит отметить, что версию для Берлинале Кар-Вай немного изменил по структуре и сделал на 13 минут короче. По мнению автора, "смысл некоторых сцен "Великого мастера" может быть понятен исключительно китайцам, европейцев же они только запутают".
Стоит ли новая работа Кар-Вая стольких лет ожидания? Валерия Роднянская и другие эксперты кино, находящиеся в Берлине, высказались вполне определенно.
Валерия Роднянская:
"Это та степень красоты, от которой больно глазам".
Фильм Кар-Вая настолько красив, что больно глазам. Крупные планы всегда были визитной карточкой режиссера, в "Великом мастере" его любовь к подобной съемке достигает апогея. Кар-Вай рассказывает об уникальном боевом искусстве. Семья, которой принадлежит тайна кунг-фу, хранит ее после ухода мастера . Сюжет здесь не имеет центрального значения, в отличие от изображения, полного волшебной магии. Вы видите этот удар, эту каплю, это лицо, эти морщины. Я могу назвать "Великого мастера" современным фильмом, видеоартом.
Эндрю Палвер для The Guardian:
"Кино для сосредоточенного зрителя".
Фильм Вонга — это обучение идеям и текстурам, призванное очаровывать, вызывать чувственное наслаждение. Вонг создает деликатный узор из описания, воспоминаний и коротких сцен, что требует от зрителя высокой концентрации, сосредоточенности. На этот раз в жанре появилась дисциплина, которая позволила закрытому монологу, присущему последним работам режиссера, раскрыться, стать более связным и понятным для западного зрителя. Что ни говори, "Великий мастер" — это нечто совершенно особенное.
Гай Лодж для Hitfix.com:
"Каждое необычное решение Кар-Вая — результат мучительного, изнуряющего размышления".
"Великий мастер" — фильм, двойственный по своей смысловой задумке. С одной стороны, это история эпическая, мелодраматичная. С другой, это — может быть, впервые за историю кино — не второсортное повествование о боевом искусстве и его героях. Битва выступает здесь отдельным жанром. Каждое необычное решение, принятое Кар-Ваем, — результат долгого процесса осмысления, болезненного размышления. В то же время кредит доверия, данный главному герою Тони Люну режиссером, неисчерпаем: Ип Ман подмигивает камере и спрашивает у аудитории с пугающе серьезным выражением лица: "Какой у тебя стиль?"
Вонг Кар-Вай (в интервью The Hollywood Reporter):
"То, что сделал Ип Ман для военного искусства, — необходимо гонконгскому кино сегодня".
Я не могу назвать этот фильм автобиографическим. Ведь я не Великий мастер. Но, наверное, здесь есть какие-то аналогии... По моему мнению, то, что сделал Ип Ман для военного искусства, — необходимо гонконгскому кино сегодня. На днях мой друг дал мне книгу о наших фильмах, опубликованную в 90-х. Ее автор говорит о том, что мы сделали слишком много кинолент для международной аудитории и потеряли былую уникальность. Но важно понимать, что киноиндустрия Гонконга с самого начала находилась в зависимости от зарубежных рынков. Что, как я считаю, важно уяснить сейчас: если кино Гонконга действительно хорошее, то его предел — небеса. Не нужно зацикливаться на Китае, не нужно ограничивать себя.
Мы невольно задаемся вопросом: что делает личность Ип Мана великой? Большинство ответит: его гениальность в том, что он воспитал Брюса Ли. По мнению Вонга Кар-Вая, эта точка зрения означает игнорирование чего-то более значимого: обстоятельств, повлиявших на жизнь Ип Мана, его внутреннего мира — микрокосмоса современной истории Китая. Если вы отнесетесь к его прошлому без должного уважения, вы не поймете трудностей, через которые ему приходится пройти. Для китайцев, в особенности тех, кто практикует единоборства, очень важен момент "передачи факела". Ты должен осознать, что твой ученик не твоя собственность, он получил уникальное знание и уже не принадлежит тебе. Переход мудрости по наследству от отцов к новому поколению предполагает ответственность. Это бремя, которое приходится нести Великому мастеру.