Женщины в кино: Марлен Дитрих
Любимая актриса Гитлера
В новом проекте "Женщины в кино" Buro 24/7 расскажет о самых выдающихся актрисах в истории кинематографа. Начать мы решили с немецкой дивы, которая признана "величайшей женщиной XX века", — Марлен Дитрих. Талантливая интеллектуалка с сигаретой в руках не оставляла зрителей равнодушными, даже если просто молчала на сцене. А как только Дитрих произносила первую фразу, и мужчины, и женщины теряли от нее голову. Кстати, она числилась любимой актрисой Гитлера вплоть до 1936 года — после отказа Марлен вернуться в Германию фильмы с ее участием были запрещены на территории страны. Но обо всем по порядку.
Приличная немецкая девочка с юных лет играла на фортепиано и скрипке, пела в хоре и участвовала в спектаклях. Подростком она стала путешествовать по провинциальным городам в составе труппы Тильшера, и к 20 годам Марлен поняла, что ее призвание — быть актрисой. Став ученицей Бертольда Хельда, она постоянно играла в театральных пьесах, откуда быстро шагнула в кино — появившись в фильме "Трагедия любви". Именно на съемках "Трагедии" Дитрих познакомилась со своим единственным мужем Рудольфом Зибером, от которого в 1924 году родила дочь.
"Билет в жизнь" обеспечило молодой актрисе знакомство с режиссером Джозефом фон Штернбергом. Он увидел Дитрих в спектакле "Два галстука бабочкой" и на следующий же день пригласил на главную роль в фильме "Голубой ангел". Марлен подписала контракт со студией "УФА" и приступила к съемкам. В "Голубом ангеле" героиня Дитрих Лола-Лола должна была быть дерзкой и сексуальной, и актриса активно использовала свое шикарное тело и лицо для соблазнения. Не устоял перед такой красотой и режиссер: между Штернбергом и Дитрих разгорелась страсть, которая переросла в роман. Однако на стадии постпродакшна руководители студии сообщили о своем решении не продлевать контракт с актрисой, ссылаясь на ее вызывающую игру и вульгарный образ. Тем не менее после премьеры фильм сразу стал популярным, а многие критики назвали его "первым истинным произведением искусства мирового кинематографа".
Но мировую славу Дитрих принес следующий фильм — "Марокко", в котором она снялась с Гари Купером и Адольфом Менжу. Далее одна за другой последовали съемки в трех фильмах Штернберга: "Шанхайский экспресс", "Обесчещенная" и "Белокурая Венера". После она работает с другими режиссерами, но в 1935 году творческий дуэт воссоединяется для работы над фильмом "Дьявол — это женщина". На тот момент Марлен Дитрих и Джозеф фон Штернберг достигают кульминации своих отношений, и позднее Дитрих назовет роль Кончиты главной ролью в своей жизни.
Марлен Дитрих становится одной из самых известных актрис в мире, она уникальна в своей необычности: красивая, умная, всегда с сигаретой, меняет любовников как перчатки. Ее друг английский драматург Ноэль Коуард сказал про нее: "Она могла бы стать величайшей женщиной нашего века, но, увы, интеллект редко украшает женщин". В 1937 году Марлен Дитрих получила американское гражданство, а Гитлер в ответ запретил показывать картины с ее участием в кинотеатрах фашистской Германии.
Первые годы Второй мировой Марлен Дитрих проводит в Париже вместе с писателем Эрихом Марией Ремарком. Именно Дитрих и сложным взаимоотношениям с ней Ремарк посвящает свой роман "Триумфальная арка". Но общение со сбежавшим в США французом Жаном Габеном стало для Марлен глотком свежего воздуха — она всегда боготворила актера. Роман с ним стал самым продолжительным в жизни Дитрих.
Когда Америка вступила в войну, Дитрих стала продавать военные облигации, а в 1944 году улетела в Европу в составе труппы фронтовых артистов. Кочевая жизнь на фронте стала самым дорогим воспоминанием из жизни актрисы. После окончания войны Дитрих отправилась с Габеном в Париж и даже снялась с ним в фильме "Мартен Руманьяк".
Критики в это время взахлеб говорят о глубине дарования актрисы. Она много снимается, в том числе и у Хичкока. Все картины имеют успех, ее игра не остается незамеченной. В 70-х Марлен Дитрих теряет сразу двух главных мужчин в своей жизни: в 1976 году умирают и ее муж, и любовник Габен.
Последним фильмом Марлен Дитрих стала картина "Прекрасный жиголо — бедный жиголо". В 1979 году Дитрих перенесла сложный перелом бедра, после которого передвигалась только на инвалидном кресле. Трехкомнатную квартиру в Париже оплачивал муниципалитет.
Марлен Дитрих скончалась 6 мая 1992 года в возрасте 90 лет. На службе в парижской церкви ее гроб задрапировали французским флагом, затем увезли под американским стягом в Берлин на кладбище, где была похоронена ее мать, а в Берлине тело усопшей покрыли флагом воссоединенной Германии. Она не принадлежала одной стране — она принадлежала всему миру.
Текст: Тамара Васильева