Вторичный фэшн-рынок. Часть вторая. Винтажки. Treasures and finds
Продолжаем изучать вторичный локальный рынок. В прошлом интервью поговорили с основательницами свежей ресейл-платформы, а сегодня публикуем беседу с Инной Самсон, в руках и ведении которой настоящая драгоценность — винтажный проект Treasures and finds, куда следует непременно отправиться поклонникам жакетов/пиджаков, архивного Yves Saint Laurent и Guy Laroche, бисероплетения и фантазийных украшений.
Предмет исследования: вторичный фэшн-рынок в России
Объект исследования: винтажка Treasures and finds
Инструмент: интервью с основательницей Инной Самсон
Инна Самсон
основательница винтажного проекта Treasures and finds
Расскажи немного о себе: как пришла в мир винтажа, с чего началась твоя история?
Винтажем я заинтересовалась около 10 лет назад. Мне всегда нравился процесс охоты в шопинге, то есть просто прийти и купить вещи классно, но немного скучно, не хватает азарта. В то время я часто ездила во Францию, а там невозможно не увязнуть в этой авантюре. В первое время покупала что-то более простое и только для себя: украшения, джинсы Levis 501, кожаные куртки. Первые крупные покупки тоже были довольно классические: сумка Chanel и часы Cartier Tank из 90х. Сумку потом продала, о чем сейчас жалею, — цена на нее выросла многократно, а вот часы до сих пор ношу почти ежедневно. На тот момент я уже давно работала в модном ритейле — и знакомые, коллеги и подписчики в соцсетях замечали мои обновки и просили привезти им. Так, 8 лет назад я начала вести страницу Treasures and finds в запрещенной соцсети. На тот момент у меня не было никаких планов по созданию магазина, даже название родилось из первого, что пришло в голову. Процесс воспринимала как хобби. И только спустя несколько лет решила взрастить что-то более серьезное.
Что сегодня из себя представляет Treasures and finds? Какие дизайнеры/позиции представлены?
Сейчас в основном жакеты и украшения. Мне кажется, это именно то, что наиболее просто интегрировать в современный гардероб, без излишнего налета ретро. Нет в продаже базовых вещей, считаю, что винтаж должен быть именно акцентом в образе.
Нравится привозить что-то редкое и неочевидное. Например, люблю Олега Кассини. Сейчас его мало кто знает, а ведь он был официальным дизайнером Джекки Кеннеди, одевал Грейс Келли и многих див Голливуда тех времен. Или Мэри Макфэдден, она еще менее известна, а у нее очень интересные вещи потрясающего качества с этническими мотивами, которые занимают почетное место в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. И, конечно, отдельная радость — это какие-то редкие архивные подиумные вещи. Так, я всегда в поиске чего-то интересного у Yves Saint Laurent. Жаль, что такие находки случаются не часто. В Treasure and finds много американских брендов 80-90-х, которые выпускали качественные и яркие вещи. В них много ручного труда и вышивки, что и составляет их ценность. Постоянно отсматриваю много платформ/аукционов в поиске чего-то особенного и нового.
Что самое сложное на сегодняшний день в поиске тех самых уникальных позиций?
С каждым годом поиск винтажных сокровищ становится все сложнее, так как винтаж и ресейл (хоть для меня эти понятия и очень отдельны друг от друга) популяризируются — количество охотников растет по всему миру. Вместе с этим растут и цены. Ну и, конечно, отдельная задача — закупка. Учитывая текущие события, стоимость, сроки и логистика становятся в разы сложнее, но я не сдаюсь.
Давай поднимем достаточно щепетильную во все времена тему — ценообразования. Кажется, сегодня по-прежнему существует некоторое размытие понятий: винтажки/ресейл/комиссионки. Отсюда и недопонимание по стоимости айтемов. Расскажи, почему винтаж стоит своих денег, из чего складывается его стоимость и почему, на твой взгляд, винтаж гораздо интереснее коллекционировать, собирать и носить?
Стоимость винтажа на мировом рынке складывается из многих факторов, конечно, вещь с громким именем на ярлыке всегда будет дороже, но есть нюансы. Например, даже у YSL было несколько линеек, и «Variation» — самая недорогая из них, а ее часто можно увидеть в продаже чуть ли не по ценам кутюра. Схожая ситуация и с украшениями. Даже в рамках одного дизайнера есть более редкие, и они всегда будут дороже на рынке. Есть так называемые «book pieces» — каталожные предметы, которые тоже имеют большую ценность. Плюс год производства: чем вещь старше, тем она может быть дороже. Ну, и нужно помнить, что винтаж — это все-таки вещи, произведенные до 2000-х, потому что сейчас зачастую встречается некая подмена понятий. Безусловно, нужна насмотренность, чтобы в этом разобраться, но в этом всем и состоит интерес и азарт коллекционеров винтажа.
Знаю, что с особой любовью относишься к Дрису Ван Нотену, который пару месяцев назад покинул личный бренд, у тебя даже была страничка в запрещенной соцсети, посвященная Dries Van Noten. Почему он? И как думаешь, что будет дальше с маркой, кто займет место креативного директора?
Да, страничка, посвященная Дрису, до сих пор есть, она набрала много подписчиков со всего мира в рекордные сроки, и сложилось довольно теплое коммьюнити. Но, признаюсь, энтузиазм к ее активному ведению я по ряду причин потеряла. Тем не менее, Дрис всегда занимает особое место в моем сердце, потому что считаю его одним из последних настоящих дизайнеров, художником, который делал моду как искусство, его одежда — как арт-объекты. Эти принты, фактуры, цвета — все это находит продолжение и в дизайне его магазинов, и в дизайне его собственного дома, сада. Это такая единая эстетика, которая мне очень близка. Все, что он делает, совершенно вне времени. Например, у меня в коллекции есть жакет 1998-го года, и он до сих пор must. Но нельзя не заметить, что после покупки бренда в 2018 году конгломератом Puig что-то неуловимо изменилось и при всей сохранившейся ДНК бренда коллекции стали более коммерческими. Поэтому и чудес от нового креативного директора не жду, вряд ли буду так же трепетно относиться к бренду, все-таки для меня он неразрывно связан именно с самим Дрисом. А вот кто это будет, пока не могу догадываться. Почему-то кажется, что это будет довольно свежее имя.
Стоит ли вообще сегодня запускать винтажный проект, как думаешь? И есть ли у подобного рода проектов перспектива именно в России?
На мой взгляд, сейчас интерес к винтажу значительно вырос, но нужно, конечно, продумать концепцию, чем именно будете отличаться от других проектов, где искать и закупать винтаж. В России определенно проще и прибыльнее заниматься ресейлом, так как в данной модели бизнеса не стоит проблема закупки из-за рубежа, а в условиях отсутствия мировых брендов спрос на вторичный рынок взлетел. В винтаж стоит идти только по большой любви.
Когда в следующий раз в Париж? И что хотелось бы найти и привезти? И, кстати, какие города можешь с легкостью назвать мекками винтажа? Может, Берлин?
В Париж теперь не раньше осени. После того, как весь ажиотаж вокруг Олимпиады уляжется. С находками остается надеяться на удачу. В самом Париже стало очень сложно найти что-то стоящее, цены просто невероятные, а действительно интересные вещи можно увидеть только у пары-тройки коллекционеров. Картина существенно изменилась в сравнении с условными доковидными временами. Думаю, есть шанс попытать удачу в городах поменьше. Знаю несколько хороших мест, но пусть это останется моим секретом. Для меня главная мекка винтажа — в первую очередь Франция. Я в целом большой поклонник этой страны. На втором месте Америка. Раньше в поездках я находила там очень много интересного, но сейчас долететь непросто, и, возможно, ситуация поменялась, но большинство дистанционных закупок делаю именно там, так как уже есть наработанные каналы и связи. В Берлине была всего один раз, давно. Совсем не совпала с этим городом, может быть, я не знаю там правильных мест, но выбор винтажа на тот момент совсем не впечатлил. Думаю, просто в целом не моя эстетика.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7