«Я нашла свое дело»: Ксения Гуфранова — о том, как создать международную сеть балетных студий
В новой рубрике BURO. встречается с представителями креативной индустрии, чтобы поговорить о личных успехах и превратностях бизнес-судеб.
В 2016 году Ксения Гуфранова оставила работу юриста и посвятила себя творчеству. Точнее — студии балета и растяжки LEVITA, которую она открыла вместе с мужем. Сегодня сеть можно найти в 20 странах и 186 городах. Редактор BURO. Настя Дроздова попыталась выяснить, в чем секрет личного успеха Ксении и ее бренда с международным присутствием.
КСЕНИЯ ГУФРАНОВА
Соосновательница международной сети студий балета и растяжки LEVITA
Сеть насчитывает более 460 студий в 20 странах и 186 городах
Оборот студий за 2022 год — более 1,4 миллиарда рублей
В 2023 году стала одним из членов жюри первого сезона бизнес-проекта «Стартаперы» на телеканале «МУЗ-ТВ», в рамках которого 16 предпринимателей борются за привлечение инвестиций
○
Как случилась любовь с балетом? Как поняли, что это не просто детское увлечение?
○
С детства я обожала танцевать: балетом и классической хореографией начала заниматься примерно в 3 года. Целыми днями пропадала в танцевальной школе, где также профессионально обучалась народным и эстрадным танцам. Я мечтала стать балериной или актрисой. В 16 лет получила травму колена и практически перестала тренироваться. Когда встал вопрос о выборе университета, поступила в МГЮА им. Кутафина на юрфак, но, как видите, полностью увлечение не забросила — продолжала заниматься и следила за тем, что происходит в индустрии. Собственно, так и стала ее частью.
○
То есть пришло осознание, что для вас на первом месте все же стоит творчество
○
Да. После окончания университета я несколько лет проработала в найме, но со временем почувствовала, что теряю себя. В офисе все казалось однообразным и неинтересным. А мне важно заниматься тем, что приносит удовольствие и заставляет решать новые задачи здесь и сейчас — обожаю находиться в постоянном развитии. Поэтому я задумалась о собственном проекте. Муж Артур идею поддержал — в то время он сам переживал подобный кризис. В 2016 году я ушла с работы, а через несколько месяцев уволился и Артур. В буквальном смысле отправились в свободное плавание — у нас были очень смутные представления о том, что делать дальше.
○
И все же вы запустили проект. В чем была главная сложность?
○
Сложность была в том, что изначально уходили в никуда. У нас было ощущение, что так больше продолжаться не может, но конкретного представления о том, как жить дальше, не было. Найм очень сильно отличается от работы на себя: есть четкая схема, система поощрения и мотивации. Ты несешь ответственность за конкретный участок, каждый месяц получаешь от работодателя заранее оговоренную зарплату. В бизнесе другие законы — только от тебя зависит, будут ли у тебя завтра деньги и хватит ли их на жизнь. Уровень ответственности гораздо выше, плюс нужно учитывать массу нюансов.
○
Как начала развиваться ваша студия? Когда увидели первые успехи?
○
Как ни странно, несмотря на мое танцевальное прошлое, ниша балета не была очевидной. Перед тем как открыть первую студию, мы с мужем изучили более 15 направлений. Однажды я предложила Артуру протестировать именно балет и растяжку как направления для взрослых — тем более у меня был небольшой опыт преподавания в студенческие годы. Он воспринял идею скептически, но все-таки запустил сайт и настроил рекламу. Уже на следующий день посыпались первые заявки — мы сперва арендовали зал на час. Случилась магия — из 10 девушек, пришедших на занятие, 10 купили абонемент. После этого постепенно стало расти количество групп, мы арендовали залы в пяти разных локациях в Москве. Так продолжалось вплоть до 2019 года.
Потом мы арендовали полноценное помещение с двумя залами, сделали ремонт и открыли первую студию. Через несколько месяцев задумались о масштабировании и решили развиваться по франчайзинговой модели. Пик продаж пришелся на апрель — май 2020 года, когда многие сидели на карантине. Тогда к LEVITA присоединились 10 первых партнеров — из Краснодара, Рязани, Калининграда и других городов. Первая полноценная студия по франшизе открылась в Краснодаре в июне этого же года. Осенью была следующая волна: студии появились в Екатеринбурге, Белгороде, Перми, Уфе и других городах. К концу года в сети было уже 36 партнеров. Со временем поняли, что развитие студий и франчайзинг — два разных бизнеса. Решили сфокусироваться на партнерах, и в 2021 году закрыли пространство в Москве.
○
Сейчас LEVITA можно смело назвать крупнейшей сетью студий балета и растяжки в России и СНГ. Расскажите подробнее о проекте сегодня.
○
Это занятия балетом и растяжкой для девушек и женщин в мини-группах до 10 человек. Практически без ограничений по возрасту: с нами занимаются как шестнадцатилетние, так и женщины 70+. Мы помогаем клиентам добиваться стройного и выносливого тела, а также исполнять мечты: вставать на пуанты и/или садиться на шпагат. Основные направления: классическая хореография, боди-балет, стретчинг, пилатес, барре, балетная подкачка и постановка на пуанты. Мы сторонники моноконцепции и фокуса на чем-то одном: у нас не найдете зумбу или степ-аэробику, зато освоите базовые балетные па и хореографические этюды. Два раза в год проводим отчетные концерты, часто организовываем мастер-классы, отмечаем праздники и устраиваем вечеринки (чтобы образовать и укрепить комьюнити). Например, этим летом в Петербурге впервые провели Всероссийский фестиваль танцев LEVITA. Было круто!
Мы серьезно относимся к отбору партнеров в сеть. Я лично отсматриваю кандидатов. В среднем, сейчас из 100 заявок в сеть заходит всего один. Внимательный отбор партнеров очень важен, потому что сила франшизы — в сильных предпринимателях на местах. Концепция «семейного франчайзинга» включает постоянное сопровождение на всех этапах бизнеса. Каждый день, кроме воскресенья, я лично провожу планерки с партнерами. К каждому франчайзи прикреплен личный менеджер, который практически 24/7 может ответить на любой вопрос. Для чего это нужно? Несмотря на то, что партнеры — не сотрудники, а самостоятельные предприниматели, иногда им нужно, чтобы рядом было плечо, на которое можно опереться. Мы уделяем большое внимание созданию сообщества, поощряем взаимопомощь.
Название придумали совместно с брендинговым агентством — было важно, чтобы оно отражало ценности и было международным. LEVITA — сокращение от итальянского слова «левитация» (легкость). Еще из интересного: золотая полоска на логотипе символизирует балетный станок.
○
Ваша единственная собственная студия находится в Аргентине, остальные открыты по франшизе. Почему именно там?
○
У нас сейчас открыто 6 точек в Москве, 13 в Санкт-Петербурге. Также записаться на тренировку можно в Уфе, Чебоксарах, Воронеже, Калининграде, Краснодаре, Сочи, Нижнем Новгороде, Оренбурге, Ростове на Дону, Пятигорске и многих других городах. Также мы работаем над развитием студий в Армении, Беларуси, Грузии, Молдове, Казахстане, Румынии, Кыргызстане, Таиланде и еще ряде стран. Важно внимательно относиться к потенциальным партнерам при продаже франшизы. Мы досконально изучили то, как работает российский рынок и рынки стран СНГ, имеем представление о европейской специфике, успешно развиваем франчайзинговую точку в Дубае — поэтому можем взять на себя обязательства по доведению партнеров до прибыли в этих регионах.
Нам всегда был интересен рынок Латинской Америки — страны региона активно развиваются, население растет, а главное — в местном менталитете заложена любовь к танцам. Поэтому решили протестировать спрос, когда путешествовали по Бразилии. Как обычно, запустили сайт и трафик, обработали первые заявки и на следующий день ждали девушек на пробном занятии. Из 32 записавшихся не пришел никто — у меня был шок. Стало понятно, прежде чем развивать франшизу в Латинской Америке, придется полностью адаптировать бизнес-модель под особенности местного менталитета, а это можем сделать только мы.
Поэтому через несколько месяцев после неудачного теста в Бразилии мы решили открыть студию уже в Аргентине — чтобы доказать, что сможем найти подход к местным клиентам и получить внутреннее право масштабироваться в регионе. К примеру, латиноамериканцев нет смысла мотивировать к занятиям через ответственность или напоминания о сгорающем абонементе. Зато им очень откликается ценность любви к себе и телу. Аргентинская студия показывает неплохие результаты.
○
Вы с супругом много любите путешествовать. Наверное, именно поэтому у LEVITA часто проходят выезды с партнерами за границей. Расскажите о том, что мотивирует к таким выездам?
○
Совместные выезды и слеты — это одна из фишек LEVITA. Мы заинтересованы в создании сильного сообщества партнеров, потому что именно люди двигают сеть вперед. Сейчас наши студии есть в более 180 городах по всей стране и за рубежом, поэтому слеты — идеальная возможность для встреч, обмена опытом и обучения. Они обычно проводятся два раза в год, либо в России, либо в СНГ.
Также два раза в год проводим выезды за границу для партнеров, прибыль которых составляет больше миллиона рублей в месяц. Здесь немного другая задача — для многих регионов эта сумма кажется заоблачной, там просто не на что тратить такие деньги. Поэтому люди выходят на прибыль в миллион и резко теряют мотивацию, не понимают, ради чего расти дальше. Мы придумали формат выездов за границу, чтобы у партнеров был повод вырваться в другую страну, прочувствовать ее атмосферу, примерить на себя ее уровень жизни.
○
Ваш муж — ваш бизнес-партнер. Как получается разграничивать рабочее и личное?
○
Возможно, сейчас выскажу непопулярное мнение, но мне кажется, что разграничивать рабочее и личное совсем не обязательно, а строить с любимым человеком бизнес — большое счастье. Почему распадаются многие пары? Потому что в какой-то момент начинают смотреть в разные стороны, им становится не о чем поговорить. Мы с Артуром развиваемся вместе, в одном направлении, поэтому всегда можем обсуждать бизнес, нам интересно. Конечно, стараемся не перегибать: иногда в шутку устанавливаем правило, что в воскресенье не будем разговаривать про бизнес, — если кто-то его нарушает, то делает 20 приседаний.
Еще есть такой момент. Если у людей изначально на бытовом уровне нет проблем, то они и в бизнесе, скорее всего, нормально уживутся: начнут договариваться, подстраиваться друг под друга — это только укрепит их связь.
○
Поделитесь планами и целями LEVITA и личными
○
Задача на ближайшее время — открыть еще около 300 точек в России, глобальная цель — открыть 10 тысяч точек по всему миру. Это примерный объем рынка, который мы хотим занять. Очень хочется, чтобы каждая женщина в любом городе могла прийти в красивую и уютную студию, где она не только сможет подтянуть тело или сесть на шпагат, но и стать частью очень теплого и поддерживающего комьюнити. Мечта каждой девушки, которая воплощается в реальность вместе с LEVITA, мотивирует и приближает меня к моим целям, дарит радость, наполненность и уверенность в своем пути.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7