Марк Хамфри: "Красота — это то, что старится красиво"
Разговор о творчестве, дизайне и учителях
Почему? Судите сами: к 44 годам он успел отметиться в архитектуре, дизайне интерьера, промышленном дизайне, создать несколько знаменитых скульптур и запоминающихся инсталляций (некоторые из них — по заказу Королевского Британского легиона). Кажется, что к 44 годам вполне нормально осилить вышеперечисленный список работ, раз уж ты многообещающий дизайнер? Но это далеко не все: Хамфри сотрудничает с Apple, Rolls-Royce, Audi, Kenzo, Dior, Fendi Casa и Ralph Lauren, занимается оформлением домов Клаудиа Шиффер, Михаэля Шумахера, Ринго Старра, Джорджа Харрисона. В общем, проектов Хамфри хватит на двоих, а то и на троих рядовых тружеников искусства. Да, чуть не забыли: он еще пишет музыку — не пропадать же таланту, постоянно рисует в блокноте для зарисовок и много (да практически всегда!) улыбается. О том, каким должен быть дизайнер, чтобы успеть все то, что успел сам Марк, а также об идеальном заказчике и красоте — в специальном интервью для Buro 24/7.
Какова пропорция таланта и труда в карьере успешного дизайнера?
Речь идет именно о моем опыте?
Необязательно.
Я не знаю, как у других дизайнеров, не могу говорить за остальных. Могу рассказать только свою историю: я знаю, что во мне что-то есть, но не уверен: талант это или же что-то еще, но что-то во мне есть (Смеется.) При этом пахота занимает 90 % всего, это действительно огромная пропорция и большая часть, а то самое нечто, что в воздухе (уж не знаю, талант ли?) — этого намного меньше.
Но работа дизайнера состоит не только из труда и таланта, тут должно быть место и упорству, и вере, и бесстрашию, а также смелости и некоторой самоуверенности. Это не только труд и талант — других составляющих тоже довольно много.
Отличается ли работа с именитыми марками вроде Gucci, Dior, Louis Vuitton от работы с малоизвестными брендами? Ведь в первом случае у ваших проектов огромное количество зрителей — это накладывает отпечаток на работу, на степень ответственности за нее?
Но у меня нет малоизвестных заказчиков. (Смеется.) Допустим, я делаю дизайн для дома богатого человека — он малоизвестен, но богат. Если у него есть деньги, он успешен и чего-то добился. И это важно — для меня нет разницы между известным и неизвестным заказчиком. Вообще в плане подхода к работе нет разницы между заказами, тут есть схема: заказ — идея — результат, заказ — идея — результат, следующий, следующий и так дальше. Нет разницы между страницами — все страницы одинаковы.
Можно ли воспитать вкус или это врожденное качество?
Да, вкус можно воспитать. Кто угодно может развить вкус, но для этого надо действительно тяжело и упорно работать. Если вы работаете очень, очень, очень много, развиваетесь, делаете попытку за попыткой и не останавливаетесь (это важно), вы, конечно же, станете лучше. Если вы каждый день жонглируете, то в конце концов станете хорошим жонглером.
То есть количество все-таки переходит в качество?
Да, количество часов, потраченных на работу, в дальнейшем перерастает в ее качество.
Знаете ли вы имена российских дизайнеров ?
Нет, не знаю — и да, я ужасен. Мои знания истории искусств и имен видных деятелей очень скудны. И я, безусловно, не горжусь этим. Я даже порой расстраиваюсь, что так мало знаю.
Но вы же можете назвать мировых дизайнеров, которые повлияли на ваше творчество, тех, кого можно в широком смысле слова назвать учителями?
Да, таких могу назвать, конечно. Хотя у меня нет какого-то одного героя, одной значимой персоны на постаменте, но я хожу на выставки и много думаю. Скульпторы Барбара Хепуорт, Аниш Капур, художник Дэмиен Херст — невозможно не заметить, что то, что они делают или делали, — это потрясающе. Я восхищаюсь их работами, но они не кумиры для меня. Или вот пример: мне не нравится стиль марки Paul Smith, но я понимаю, что сам бренд — сильный и заслуживает уважения, и я уважаю его. Стиль Dyson, кстати, тоже потрясающий.
Какими качествами должен в первую очередь обладать идеальный дизайнер?
Во-первых, он должен быть безвременным — то есть его стиль должен быть безвременным, а во-вторых, сам дизайнер должен делать качественные в плане функциональности и качественные в плане красоты вещи.
А идеальный заказчик?
Идеальный заказчик — просто богатый человек. (Смеется.) Точнее так: богатый и открытый человек. И еще ему должны нравиться ваши работы. (Смеется.) Но, кстати, не все хорошие дизайнеры дорого стоят.
Что испытываете, когда случайно встречаете ту или иную свою работу в жизни?
О, такое случилось буквально только что — встретил свой ковер! Гордость... да, гордость, но одновременно ты понимаешь, что это прошлое. А голова работает над текущими проектами, да и сам я существую в настоящем моменте времени. Прошлое никого сильно не волнует.
Что для вас красота?
Красота... интересный вопрос. Это нечто, что может красиво состариться. Вот, например, эта деревянная колонна — она была красивой, красива сейчас и будет красива еще долгое время. Красота — это то, что стареет красиво.
К людям это определение тоже относится?
Да, безусловно.