Самые стильные фильмы — обладатели «Золотой пальмовой ветви»
Жаль, что отдельного приза за костюмы на фестивале не вручают
Леопард (1963)
Режиссер: Лукино Висконти
«Леопард» по праву считается не только вершиной творчества Лукино Висконти, но и шедевром всего мирового кинематографа. Так, Мартин Скорсезе называет его одним из своих любимых фильмов. Сюжет картины разворачивается на фоне исторических событий 60-х годов XIX века в Италии — во времена падения Палермо и Королевства обеих Сицилий перед гарибальдийцами. Но в центре повествования, конечно, человеческие страсти. Юный представитель старой аристократии Танкреди (Ален Делон) влюбляется в дочь нувориша Анджелику (Клаудиа Кардинале). Художником по костюмам в фильме выступил Пьеро Тоси, который впоследствии сотрудничал с Висконти еще много лет и работал над его «Смертью в Венеции» и «Травиатой» Франко Дзеффирелли, а также над знаменитым «Ночным портье» Лилианы Кавани. «Леопард» же номинировался на «Оскар» за детально проработанные исторические костюмы, а в 1963 году получил «Золотую пальмовую ветвь».
Париж, Техас (1984)
Режиссер: Вим Вендерс
В 1984 году фильм немецкого режиссера Вима Вендерса по единогласному решению жюри получил «Золотую пальмовую ветвь». Фильм построен по канонам классического жанра роуд-муви, но история далека от обычной: в центре сюжета — потерянный мужчина в красной бейсболке, который не разговаривает, не спит и, возможно, даже не ест. Как оказывается позднее, его имя — Трэвис, и пропал он за четыре года до начала событий киноленты. В итоге Трэвис узнает, что брат, нашедший его, и его жена все это время воспитывали его сына. Вместе с мальчиком главный герой отправляется на поиски его матери и своей жены. В свое время фильм поразил критику и зрителей своим стилевым разнообразием: с одной стороны, символы и направления не вяжутся друг с другом, а с другой, создают странную визуальную гармонию, от которой невозможно оторваться. Критики отмечали, что Вендерс сумел совместить в одной кинокартине традиционные пейзажи американского юга и европейскую тоску, которая скорее свойственна авторскому кино Старого Света. Под стать был и стиль в одежде героев фильма, за который отвечала Бриджитта Бьерке. Трэвис, персонаж Гарри Дина Стэнтона, стал собирательным образом забулдыги с южных широт США, в то время как его жена Джейн (Настасья Кински), которая по фильму становится участницей пип-шоу, выглядит как типичная героиня берлинского авторского кино 80-х.
Криминальное чтиво (1994)
Режиссер: Квентин Тарантино
«Золотая пальмовая ветвь» в 1994 году, семь номинаций на «Оскар», шесть — на «Золотой глобус» — и это еще не весь перечень заслуг постмодернистского шедевра Квентина Тарантино «Криминальное чтиво». За 23 года своего существования фильм, а также стиль в нем стали одними из самых цитируемых в поп-культуре, да и в обыденной жизни — вспомните хотя бы, сколько фотографий в черном брючном костюме с четко очерченным каре Мии Уоллес вы видели накануне Хэллоуина. Постмодернистский стиль фильма, который отсылает то к 50-м, то к ковбоям, то к новой волне Жан-Люка Годара, — заслуга художницы по костюмам Бетси Хейманн, которая в своем интервью The New York Times произнесла исчерпывающую фразу: «Несмотря на то что "Оскар" за лучшие костюмы ушел пяти другим фильмам, "Криминальное чтиво" — единственный, что оставил след на моде». Фильмы Тарантино действительно всегда запоминаются визуальностью в стиле "camp". Так, героиня Умы Турман задумывалась как женский образ «бешеного пса» из одноименного фильма. Кстати, брюки по щиколотку имели такую длину, потому что ноги Турман оказались непропорциональны бюджетам и возможности оперативно найти подходящий размер. Большая часть костюмов, по словам Хейнманн, была найдена в секонд-хендах, и многие из них служили отсылками к разным необычным вещам — например, аниме, которое так любит Тарантино.
Сладкая жизнь (1960)
Режиссер: Федерико Феллини
Один из самых популярных фильмов в истории кино, «Сладкая жизнь» получил «Золотую пальмовую ветвь» в 1960 году, тогда же он получил и «Оскар» за лучшие костюмы. В свое время фильм познакомил весь мир с квинтэссенцией итальянского стиля и образа жизни. Пьеро Джерарди, архитектор и художник-самоучка, отвечал за одежду героев, а также выступал как сет-дизайнер и арт-директор картины. То, что каждый момент фильма выглядит как законченный кадр из модного эдиториала, — во многом его заслуга. Главный герой «Сладкой жизни», светский колумнист Марчелло (в исполнении Марчелло Мастроянни), на протяжении всей картины носит приталенный черный костюм и солнечные очки, которые он носит даже вечером как способ отгородиться от людей. Этот образ стал каноном итальянского мужского стиля. Анук Эме в роли Маддалены олицетворяет гламурный светский стиль it-girl 50-х и 60-х годов и ходит в черных платьях и столь же черных очках. Ими, кстати, вдохновлялся Том Форд в работе над своими знаменитыми очками в форме кошачьего глаза Anouk. Черное платье вообще отдельная тема в «Сладкой жизни». Сценарист Бруннело Ронди вспоминал, что Феллини был одержим идеей платья-мешка Кристобаля Баленсиаги, которое придавало женщине соблазнительности и шика и, по его словам, умело прятать ее истинную натуру и внутреннее одиночество. В свете того, что фильм призван показать глянцевую внешнюю оболочку и внутреннюю скудность, которую она скрывает, костюмы сыграли символичную роль. Так, в финале фильма разочаровавшийся в «сладкой жизни» Марчелло меняет черный костюм на белый в знак того, что он осознал свою уязвимость.
Фотоувеличение (1966)
Режиссер: Микеланджело Антониони
Каннский призер 1967 года, «Фотоувеличение» Антониони может по праву считаться фильмом о моде в каждой своей мельчайшей детали, хотя сюжет его уверенно строится по канонам триллера. Главный герой фильма — модный фотограф, и, по мнению многих, у этого персонажа есть реальный прототип — фотограф Дэвид Бэйли. Действительно, образы фотографа и актера Дэвида Хеммингса похожи как две капли воды: начиная с вельветовых брюк и заканчивая прической. Стиль в фильме реалистично отображает моду эпохи: он снимался на фоне свингующего Лондона 60-х годов, и костюмер Джослин Рикардс сумела очень точно передать дух эпохи модов — хотя бы потому, что сама была его частью. Главные героини — не актрисы, а иконы стиля своего поколения. Так, в фильме появляется модель Верушка, играя, по сути, саму себя, а также Джейн Биркин — в роли прекрасной инженю в своем знаковом мини-платье. В фильме можно увидеть и творения знаковых дизайнеров эпохи — Пьера Кардена и Андре Куррежа.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7