Поиск

Condé Nast и маргиналы: Диана Арбус в 10 фотографиях

Condé Nast и маргиналы: Диана Арбус в 10 фотографиях

Текст: Софа Филимонова

Сегодня день рождения Дианы Арбус — фотографа, ценителя и исследователя нетипичной и даже маргинальной красоты, которую не каждый сможет разглядеть с первого взгляда. По этому поводу вспоминаем важнейшие моменты ее творческого пути в десяти фотографиях.


Condé Nast и маргиналы: Диана Арбус в 10 фотографиях (фото 1)

Диана Арбус в объективе Аллана Арбуса, 1949

Диана родилась в обеспеченной семье. Ее родители, еврейские эмигранты из России, успели не только сделать состояние во время Великой депрессии, но и обзавестись магазином мехов на Пятой авеню. Дела шли хорошо, но родители не уделяли детям достаточно внимания, и этим занимались няни. К слову, у всех пятерых была своя личная. Позднее Диана поступила в Школу этической культуры, входящую в систему Лиги плюща и Филдстонскую школу, где изучала искусство при поддержке отца. А в 1937 году встречает молодого фотографа и своего будущего мужа — Аллана Арбуса, и, хотя родители были против их союза, в 1941-м пара официально оформила отношения, которые вскоре стали еще и рабочими.

Condé Nast и маргиналы: Диана Арбус в 10 фотографиях (фото 2)

Съемка для журнала Vogue, 1950

Несмотря на художественное образование и явную тягу к изучению всего, что обычно не обсуждается и не показывается в приличном обществе, у Дианы была образцовая школа в лице лучших фотографов и визионеров своего времени. В 1947 году супруги Арбус были представлены руководству Condé Nast — так начали появляться заказы для журналов Vogue и Glamour. Работа на глянец свела Диану с Ричардом Аведоном и его наставником Алексеем Бродовичем, арт-директором Harper's Bazaar, и Дианой Вриланд. Их стиль никак не пересекался с тем, что делали Арбус, но новаторские идеи и постоянный поиск новых форм самовыражения повлияли на ее дальнейшее художественное восприятие. Долгое время Диана и Аведон оставались друзьями и почитателями работ друг друга.

Condé Nast и маргиналы: Диана Арбус в 10 фотографиях (фото 3)

Молодой мужчина в бигуди, Западная 20-я улица, Нью-Йорк, 1966

Диана Арбус в первую очередь известна своими провокационными и смелыми портретами. Фотографируя людей с необычными судьбами — карликов, кроссдрессеров, больных, страдающих психическими расстройствами и просто не вписывающихся в общепринятые нормы, — она ставила под сомнение уже устоявшиеся стандарты красоты и норму. Но начиналось все совсем не так. Изначально Диана была ассистенткой своего мужа Аллана. Но позднее они стали работать на равных: он отвечал за съемку и техническую часть процессов, а она — за концепцию и стиль.

Condé Nast и маргиналы: Диана Арбус в 10 фотографиях (фото 4)

Мужчина в шляпе, плавках, носках и туфлях, Кони-Айленд, Нью-Йорк, 1960

В 1957 году Диана начинает самостоятельную работу, отдельно от мужа, и пытается найти свою нишу в фотографии. Во время этих поисков она посещает мастер-классы коллег. На одном из таких занятий у Лизетты Модел она «фотографирует экстремальное» и пробует сосредоточиться на персоналиях своих героев. С этого момента все ее внимание направлено на происходящее вокруг — обычные люди в привычной среде обитания.

Condé Nast и маргиналы: Диана Арбус в 10 фотографиях (фото 5)

Подростковая пара на Гудзон-стрит, Нью-Йорк, 1963

На работы Арбус оказал сильное влияние кинематографический жанр нуар, который был популярен в Европе и США в 1940-е годы. Родившись в 1923 году, она росла в атмосфере, где художественная парадигма стремительно менялась. Так, в ее работах смешались стили нью-йоркской школы и модных на тот момент технических приемов. Она предпочитала прямую съемку с естественной композицией и эмоциональной насыщенностью, работала в условиях репортажа, а не в студии, часто использовала фронтальную постановку. Диана выделялась своей центровкой, используя камеру Rolleiflex и увеличивая негативы до 60x60 мм, что позволило ей сделать детали более объемными, а героев — настоящими.

Condé Nast и маргиналы: Диана Арбус в 10 фотографиях (фото 6)

Глотательница кинжалов на карнавале, 1970

Стремясь найти остроту и непривычный угол обзора жизни через свои работы, Диана обратила внимание на прежде не представленную широкому кругу зрителей социальную группу — кочевников, девиантов и людей с аномальной внешностью. Вместо привычных, вылизанных почти до блеска фото с налетом романтизма эта женщина снимала самых отъявленных отщепенцев в их естественной среде обитания — на городских ярмарках, темных улицах, у себя дома или на работе.

Condé Nast и маргиналы: Диана Арбус в 10 фотографиях (фото 7)

Цветочница на свадьбе, Коннектикут, 1964

Несмотря на приверженность новообретенному стилю и безапеляционность в репрезентации настоящего, в фотографиях Дианы все же можно увидеть след работы в большом глянце и влияние друзей-новаторов из индустрии. Работа с композицией, раскадровкой и светом не даст ошибиться — перед вами фотограф, хорошо знающий основу коммерческой фотографии. Пусть даже эти знания и применяются, только чтобы показать собственное искусство. Популярность Арбус принесли ее черно-белые фотографии детей и тех, кто живет в обход общественных правил.

Condé Nast и маргиналы: Диана Арбус в 10 фотографиях (фото 8)

Пуэрториканка с отметкой красоты, Нью-Йорк, 1965

Став настоящим пионером в своем жанре, Диана позволяла себе выходить за рамки традиционного портрета. Точнее, она отрицала само их наличие и постоянно искала что-то новое, отличающееся от уже виденного ранее. В процессе поисков снимала в местах и закоулках, куда другие боялись просто заходить. Ранее неизвестный подход к фотографии стал катализатором художественных и моральных изменений в обществе, заставляя зрителей пересматривать собственные представления о норме и понимании красивого.

Condé Nast и маргиналы: Диана Арбус в 10 фотографиях (фото 9)

Юноша-патриот с флагом, Нью-Йорк, 1967

Арбус стала гидом дальнейшего исследования идентичности, принятия и инклюзивности для целого поколения. А Сьюзан Сонтаг и вовсе поставила работы художницы и вопросы их этичности в центр своего эссе «Америка в фотографиях: сквозь тусклое стекло», вошедшего в книгу «О фотографии» 1977 года. Работы Дианы заставили Сонтаг пересмотреть собственные либеральные взгляды и то, как в определенных ситуациях может производиться подмена ценностей, пусть и не специально.

Condé Nast и маргиналы: Диана Арбус в 10 фотографиях (фото 10)

Идентичные близнецы, 1967

Несмотря на кажущуюся маргинальность, работы Дианы Арбус — одни из самых узнаваемых. Ее «Идентичные близнецы» и вовсе вошли в топ-10 самых дорогих фотографий, когда в 2018 году ушли с молотка за $732 500. Что иронично, так как в конце жизни у Дианы, несмотря на наличие двух стипендий Гуггенхайма, были финансовые трудности, которые вынудили ее пойти преподавателем в школу дизайна.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7