«У нас с Беном есть единственное правило: мы занимаемся проектом, только если он нам нравится». Интервью с Мэттом Дэймоном
8 октября свой 51-й день рождения отмечает обладатель «Золотого глобуса» и «Оскара» Мэтт Дэймон. А уже 28 октября в российский прокат выходит фильм Ридли Скотта «Последняя дуэль», в котором актер играет главную роль. Более того, это первый проект, для которого Мэтт Дэймон вместе с Беном Аффлеком написали сценарий, спустя 24 года после «Умницы Уилла Хантинга» Гаса Ван Сента, за который они получили «Оскар» в 1998 году. Актер рассказал BURO. о работе со Стивеном Спилбергом и Робертом Де Ниро, о фильме Ридли Скотта «Последняя дуэль», а также о том, как он отказался от роли в «Аватаре».
О КАРЬЕРЕ АКТЕРА
Я очень люблю свою профессию и всегда любил. Когда я поступал в университет (актер поступил в Гарвард, но спустя три года ушел из университета ради актерской карьеры. — Прим. BURO.), в своем вступительном эссе я так и написал: «Сколько я себя помню, я всегда хотел быть актером». И с тех пор это не изменилось. Если бы я с меньшим энтузиазмом стал относиться к своей профессии, я бы занялся чем-то другим. Но мне безумно нравится быть актером. Я снимаюсь в кино профессионально уже более 35 лет. Кинематограф всегда казался мне чем-то очень практичным. Мне казалось бессмысленным изучать теорию, я сразу начал сниматься, я знал, что только так смогу чему-то научиться. Надеюсь, что я смогу поделиться своим опытом с теми, кто собирается заняться кино, это очень непростой бизнес, порой может быть не только восхитительным, но и весьма брутальным.
О РАБОТЕ С БОЛЬШИМИ РЕЖИССЕРАМИ
Все режиссеры работают совершенно по-разному. Я помню, на съемках «Спасти рядового Райана» Стивен Спилберг снимал одновременно десятью камерами, а хореография экшен-сцен и движение камер были на сумасшедшем уровне. Я тогда ловил себя на мысли: «я недостаточно разбираюсь в этом, чтобы по-настоящему оценить то, что происходит вокруг меня; я задам Стивену десятки вопросов и, даже если не пойму его ответы, просто все запомню, потом мне все это обязательно пригодится». Но он ко всему прочему очень требовательный режиссер, для него важно, чтобы вокруг были профессиональные актеры, которые позволяли бы ему переходить от сцены к сцене максимально быстро. Я тогда испытывал жуткое давление, потому что мне очень хотелось хорошо отработать в том фильме. Каждая моя роль зависит от того, как ее видит режиссер. Если я работаю с настоящим мастером, мне все равно, каков стиль его работы. Но всегда хорошо быть подготовленным с технической точки зрения, никогда не знаешь, о чем тебя могут попросить на съемочной площадке. Например, Клинт Иствуд снимает одним дублем, и у тебя нет ни минуты больше. Помню, перед съемками в его «Непокоренном» я полгода занимался с диалект-коучем по 8 часов в день, чтобы добиться верного южноафриканского акцента. После первого дубля я попросил его сделать еще один, он посмотрел на меня и спросил: «Зачем? Тебе хочется просто так потратить наше время?» В то же время есть режиссеры, которые снимают один и тот же дубль несколько раз. К примеру, Роберт Де Ниро известен этим. Когда я снимался в его фильме «Ложное искушение», он снимал одну и ту же сцену с нескольких ракурсов, и это сейчас все цифровое, а тогда нужно было перезаряжать камеру каждые 11 минут. В одной из сцен, в которой он сам играл, мы 44 минуты смотрели, как он произносит одни и те же семь строчек текста снова и снова.
О ТОМ, КАКУЮ РОЛЬ В ЕГО КАРЬЕРЕ СЫГРАЛИ ФИЛЬМЫ О ДЖЕЙСОНЕ БОРНЕ
До того как я попал на съемки первого фильма о Борне, я снялся в «Легенде Багера Ванса» и «Неукротимых сердцах», и оба фильма с треском провалились в прокате. А Борн откладывался на год, и мой телефон в какой-то момент просто перестал звонить. Кстати, я бы посоветовал всем кинематографистам никогда не принимать такие периоды близко к сердцу. Это просто бизнес. Тем не менее я перестал получать предложения о работе и уже начинал думать, что моя актерская карьера завершена. Я всегда подсознательно ждал этого момента, потому что я же сценарист ко всему прочему. В принципе у меня был запасной план, я мог бы снова начать писать сценарии. Но «Идентификация Борна» все изменила. Любопытно, что во втором фильме у нас была сцена драки, которая изменила подход к съемкам боевых сцен в экшен-фильмах. На первом «Борне» я работал с каскадерами, которые были профессиональными спортсменами. И как и в балете профессиональный танцор может сделать так, что и посредственный танцор будет выглядеть лучше на сцене, так и профессиональный боксер помогал мне выглядеть на экране настоящим Джейсоном Борном. А во втором фильме мы снимались с Мартоном Чокашем, он, как и я, не был профессиональным боксером, в итоге хореография нашей драки получилась значительно брутальнее.
О РАБОТЕ С ДРУГОМ ДЕТСТВА БЕНОМ АФФЛЕКОМ
У нас с Беном есть единственное правило: мы занимаемся проектом, только если он нам нравится. Все наши решения мы принимали исключительно по этому принципу. У нас никогда не было специальной стратегии или планов. Я порой вижу, как другие актеры или сценаристы пытаются работать по некой формуле, стараясь сделать что-то, что привлечет других людей, не придерживаясь того, что привлекает их самих. И да, наша с Беном жизнь в корне изменилась в ноябре 1994 года, когда мы продали сценарий «Умницы Уилла Хантинга». Помню, мы заработали столько денег, что пошли и купили, не договариваясь, два совершенно идентичных автомобиля Jeep Cherokee. Мы тогда зарабатывали какие-то гроши и мечтали перебраться из нашей ужасной квартиры. Я жил тогда с одноклассником по старшей школе, а Бен собирался жениться, но в итоге расстался с девушкой и оказался у нас на диване в той крохотной каморке. Представьте, Бена с его ростом под два метра на кушетке, он просто не помещался. Каждое утро я выходил из спальни, видел его ноги, свисающие с этого дивана, и думал: «Господи, это невыносимо!» И вот мы продали сценарий и начали искать новую квартиру с тремя спальнями в хорошем районе. Но у нас не было даже кредитного рейтинга, и никто не хотел сдавать нам квартиру. Помню, тогда вышел номер в Variety, мы с Беном были на обложке, и заголовок звучал примерно так: «Эти два идиота продали сценарий». (Смеется.) Так вот мы ходили и показывали всем потенциальным арендодателям этот выпуск и говорили, что у нас есть деньги и мы сможем платить за аренду. В итоге кто-то согласился сдать нам квартиру. Партнерство с Беном сыграло огромную роль в моей жизни. Мы с ним дружим больше сорока лет, а сейчас у нас с Беном совместная продюсерская компания Pearl Street Productions, и мы совсем недавно вместе написали сценарий к фильму Ридли Скотта «Последняя дуэль».
О ФИЛЬМЕ РИДЛИ СКОТТА «ПОСЛЕДНЯЯ ДУЭЛЬ»
Наш с Беном коллега Дрю Уинтон нашел эту книгу («Последняя дуэль» литературоведа Эрика Джагера. — Прим. BURO.). Недавно он показал мне имейл со ссылкой на эту книгу, который он отправлял мне еще в 2011 году. Тогда я спросил его, что такого в этой книге, он ответил: «Права на нее пока у Мартина Скорсезе, но она потрясающая!» И я сказал: «Раз права у Марти, то сниматься будет Лео. В общем, дай мне знать, если вдруг права на книгу освободятся». И вот спустя несколько лет он снова напомнил мне об этой книге. Я прочел ее и был сражен. Мы связались с Ридли и вместе с Беном и Николь Холофсенер начали работать над сценарием. Когда у тебя есть своя продюсерская компания, ты можешь позволить себе находить такие проекты.
О СУДЬБОНОСНЫХ РЕШЕНИЯХ В КАРЬЕРЕ
Однажды Тим Бертон предложил мне роль в «Планете обезьян», которую он собирался снимать. А я на тот момент уже устно согласился на роль в «Идентификации Борна» у Дага Лаймана. Я видел разработки «Планеты обезьян» и понимал, что это будет очень масштабный проект, к тому же я всегда мечтал сняться у Тима Бертона. Примерно в то же время Стивен Спилберг предложил мне небольшую роль в «Особом мнении», но не ту роль, которую сыграл Том Круз. И Содерберг пригласил меня в «Одиннадцать друзей Оушена». Из моральных соображений я сказал Дагу, что буду сниматься именно у него, поскольку уже подтвердил ему участие в фильме. Про себя же я думал: «Планета обезьян» будет хитом, но что я могу сделать? В итоге я снялся в «Идентификации Борна» и «Одиннадцати друзьях Оушена», и эти фильмы навсегда изменили ход моей карьеры.
Второй раз в жизни я принял еще одно решение исходя из своих принципов, когда мне предложили роль в маленьком проекте под названием «Аватар». Я, наверное, войду в историю как актер, который отказался от такого гонорара, Джеймс Кэмерон предлагал мне 10% от сборов фильма. Вряд ли вы еще встретите другого актера, который сумел отказаться от большей суммы денег. Я тогда снимался в «Ультиматуме Борна», и Джеймс планировал начать съемки, когда у нас начнется пост-продакшен. В итоге этот этап затянулся надолго, мы постоянно что-то доснимали, и мне нужно было быть на площадке. Джеймс сказал мне тогда, что ему не нужна большая звезда, что его фильм сам по себе звезда. Он так и сказал: «Если ты откажешься, я просто найду другого актера и сделаю его звездой, но если ты снимешься у меня, я дам тебе 10%». Но в итоге я так и не смог уйти с проекта, которому я посвятил несколько лет своей жизни. Я бесконечно благодарен Джеймсу за то, как он отреагировал на мое решение. Помню, несколько лет спустя я рассказал эту историю Джону Красински, когда мы с ним работали над сценарием «Земли обетованной». Он откинулся на спинку своего стула и сказал: «Окей! Окей! Окей! Окей! Но знаешь, ничего бы в твоей жизни не изменилось, если бы ты снялся в "Аватаре" — просто мы с тобой сейчас беседовали бы в космосе». (Смеется.) И да, учитывая, что сейчас многие миллиардеры планируют полеты в космос, в той шутке Джона есть доля истины, я бы купил космический корабль и улетел в космос. Если серьезно, мне жаль не денег, а того, что я потерял возможность поработать с Джеймсом Кэмероном, надеюсь, такой шанс мне представится, я готов сниматься у него даже бесплатно.
О ВНИМАНИИ СМИ
Мне кажется, СМИ потеряли ко мне интерес, потому что я ужасно скучный. Что продает все эти журналы? Секс и скандалы. А обо мне всем известно, что я женат, да и в скандалах замечен не был. Поэтому им просто невыгодно тратить деньги на папарацци, которые будут сидеть у моего дома. К тому же они знают, что я все равно их пересижу (смеется), я просто буду все время сидеть дома. Но многие из моих друзей постоянно сталкиваются с этой проблемой. Тот же Брэд, он постоянно в центре внимания, это безумие, что с ним происходит. И дело вовсе не в нем, он из Миссури, нормальнее парня в принципе не найти. Но он живет в мире, в котором каждый сходит с ума. Помню, когда мы были в промотуре с фильмом «Двенадцать друзей Оушена» во время «Формулы-1» в Монако, мы втроем с Брэдом и Джорджем должны были войти в один из гаражей для фотосессии на фоне баннера с нашим фильмом. Мы сошли с лодки и должны были пройти чуть меньше 500 метров до этого гаража, где нас должны были снять фотографы. Мы были тогда там вместе с моей будущей женой. Я никогда не видел ничего подобного, фотографы буквально сошли с ума, они оцепили Брэда и не давали ему пройти. Пару раз нас с женой отталкивали наши охранники, и мне пришлось им напоминать, что мы вообще-то с Брэдом. А он просто спокойно достал свою маленькую камеру, его Leica у него всегда с собой, потому что он любит снимать. Так вот он достал эту камеру и просто стал снимать всех этих лунатиков, столпившихся вокруг него, причем он был так спокоен, словно находился в полупустом супермаркете. Я тогда поймал себя на мысли, что я бы так никогда не смог.