Арам Мнацаканов: "Если вы не привыкли сопровождать свою жизнь музыкой — попробуйте сегодня!"
День 5
Талантливый человек, говорят, талантлив во всем. То есть талант как категория не обязательно применим к искусству. По всему миру сейчас масса талантливых поваров, например. И людей других профессий — талантливых ремесленников. Благодаря чудесам коммуникации в современном мире, эти ремесленники становятся не менее знаменитыми на весь белый свет, чем художники.
Но все-таки самая очевидная ассоциация со словом «талант» находится в областях с ремеслом не связанных, эфемерных, тонких. И несмотря на то что важнейшим из искусств для нас, как завещал великий Ленин, является кино, я уверен, что самое универсальное, важное и великое искусство в мире — это музыка.
Меня с детства завораживают люди, умеющие играть на музыкальных инструментах — хоть на фортепиано, хоть на виолончели. Я просто-напросто завидую всю жизнь такому вот мастерству. Но поскольку я лично ни на одном инструменте, кроме «струн человеческой души», играть не умею, приходится наслаждаться музыкой, которую создают вокруг меня другие таланты.
Музыка — универсальный язык общения. На днях я вспоминал далекий 93-й год и первые матчи Кубка Дэвиса, которые я организовывал в Петербурге. Один из них был «Австралия — Россия». И в какой-то момент у меня было, видимо, такое головокружение от успехов, что я решил, будто могу делать все, что мне нравится. Я боготворил Фредди Меркьюри и придумал, чтобы оркестр штаба Ленинградского военного округа исполнил на церемонии открытия турнира одну из моих любимых композиций Queen с неоднозначным названием Mr. Bad Guy.
Я договорился с прекрасным дирижером Александром Сладковским, который руководил тогда этим оркестром, и тот с легкостью согласился на мою авантюру. Помню, как Собчак удивленно повернулся ко мне с вопросом, что исполняет оркестр. Решив не шокировать его, я ответил, что это гимн Австралии. Таким был мой первый серьезный опыт музыкального продюсирования.
Позже я неоднократно пробовал себя в этой ипостаси. Вершиной своего продюсерского творчества заслуженно могу считать группу FRUKTЫ, которые «Точно не овощи!», на создание которой меня вдохновили замечательные американские ребята Phly Boyz, промышляющие на Лазурном Берегу и на самых главных частных вечеринках мира. И те и другие — мои близкие друзья. Пару раз в год они дают феерические концерты в моих ресторанах, и каждый такой вечер становится незабываемым и исключительным!
Хотя я уверен, что лучший звуковой фон в ресторане — это гул голосов сытых гостей за вкусной трапезой, тем не менее музыка для меня важный инструмент создания правильной атмосферы. До сих пор друзья и гости «Пробки» и Il Grappolo вспоминают (а некоторые сохранили и слушают) подаренные нами музыкальные CD, которые мы компилировали каждый год. Музыку для них я подбирал сам, и каждый диск отражал мое мироощущение в тот период. Мы и сейчас очень тщательно собираем наши плейлисты. Каждый период своей жизни я ассоциирую прежде всего с музыкой, которую слушал тогда.
Кстати, если продолжить вчерашнюю тему путешествий, то концерты U2, Джорджа Майкла или Depeche Mode зачастую могут стать основным стимулом отправиться в ту или иную поездку. Например, прошлый Новый год мы встречали в Лас-Вегасе, потому что там было сразу два концерта: Maroon 5 и Бруно Марса, а неделю назад я летал в Лондон не столько по делам, сколько из-за концерта моей любимой Мэйси Грэй, а вернулся оттуда не в Питер, а в Москву, чтобы в который раз в Большом театре мое армянское сердце замерло от волшебных звуков адажио Спартака и Фригии Арама Хачатуряна.
У каждого из вас, я думаю, случались ситуации, когда ты или людей не знаешь, или языка их не понимаешь, а зазвучит рядом правильная музыка, и, глядишь, вы уже общаетесь или, и того больше, сразу становитесь друзьями, а Facebook и Instagram выступают уже следующим этапом сближения. А музыка играет, так сказать, первую скрипку.
Помню, как лет десять назад, сразу после открытия концертного зала Мариинского театра, у нас в «Пробке» в Петербурге часто обедал гениальный «скульптор звука» Ясухиса Тойота, который его проектировал. Однажды он похвалил меня за вкусную еду. И поскольку все тогда находились под впечатлением от созданной им акустики новой сцены Мариинки, я ответил, что еда у нас такая, потому что мы вдохновились звуками музыки в зале, который он построил. На что господин Тойота заметил, что в концертном зале все получилось безупречно, потому что все время его пребывания в Петербурге мы всегда его очень вкусно кормили. Японская вежливость, конечно. Но приятно! И я уверен, что взаимосвязь где-то точно присутствует, прав был господин Тойота.
Не знаю, кто из великих это сказал, но мысль очень точная: любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой. Можно ее развить, сказав, что люди тоже должны стремиться любое наше созидательное действие довести до гармонии, превратить в «музыку».
Я, например, всегда мечтал, чтобы действиями моей команды в ресторане — на кухне и в зале — можно было дирижировать, как оркестром. Пока, однако, нам «в миру» недоступны божественные методы. Но я не оставляю попыток.
И то, что я проживаю каждый день с музыкой — классической или популярной, модной или народной, — помогает мне видеть этот мир таким, каким я хочу, чтобы он был.
В один из романтичных вечеров своей жизни я вместо свадебного торжества пригласил к нам грузинский мужской хор Shvidkatsa из Тбилиси, и они весь вечер за столом пели а капелла так, что дух захватывало. Запомнилось на всю жизнь!
Думаю, что тем людям, которые умеют сформировать правильный «плейлист» для своей жизни, все дается легче. Я это замечал не раз! И если вы не привыкли сопровождать свою жизнь музыкой, попробуйте сегодня! Не пожалеете.