Яхтенные гонки: спорт или соревнование бюджетов?
На примере одной яхты
Класс макси-судов (от 60 футов длиной) зародился в начале 80-х годов с развитием новых технологий, позволяющих строить более легкие, маневренные и быстрые лодки. 30 лет назад представители данного класса обзавелись территорией для встреч, которой стала Maxi Yacht Rolex Cup. Место проведения — курорт Порто-Черво на Сардинии — как нельзя лучше соответствовало статусу владельцев макси-судов. Его побережье, благодаря хорошим погодным и навигационным условиям, идеально подходит для парусного соревнования. В наши дни оно проходит ежегодно, привлекая несколько десятков самых современных и роскошных парусных яхт.
В этом году участникам Maxi Yacht Rolex Cup с погодой повезло неслыханно: за последние 5 лет впервые каждый день ветра было столько, сколько нужно. Те, кто не понаслышке знаком с парусным спортом и капризной погодой Сардинии, поймут, о чем речь. Чаще всего в Порто-Черво случается так: один день — полный штиль, а затем — практически штормовые 40 узлов в заливе. В таких случаях гонка, конечно, отменяется.
С учетом подобных перепадов погоды экипажам необходимо одинаково хорошо уметь получать максимальный результат в условиях слабого ветра и сильных порывов. В этом тоже суть и сложность парусного спорта. И чем сложнее условия, тем ярче на небосклоне макси-соревнований зажигаются новые звезды. В этом году повышенное внимание гостей и журналистов привлекала американская команда Comanche.
Ради того, чтобы увидеть лодку в гонке, в Порто-Черво прилетели представители команд-конкурентов, которым предстоит в ближайшее время соперничать с Comanche за призы в крупнейших офшорах. Это внимание неслучайно. На фоне лазурных вод Коста-Смеральды лодка выглядела так, будто только что прилетела с другой планеты. Американское чудо словно создано для того, чтобы пытаться оспорить законы физики. Comanche имеет возможность развивать скорость, в два раза превышающую скорость ветра, наполняющего ее паруса. В этом нам предстояло убедиться, когда на моторной лодке мы с фотографом пытались догнать Comanche во время старта. При этом мы были не единственными, кто желал поближе рассмотреть «пришельца»: на соседней надувной лодке айфоном щелкал страстный яхтсмен Леонардо Феррагамо.
Comanche, как гоночная машина «Формулы-1», построена исключительно для скорости, ни о каком комфорте речи не идет. Лодок, подобных ей, немного, и каждый проект такого рода рождает новые интриги. Размер Comanche — 100 футов — максимально допустимый для участия в гонках на длительную дистанцию. Яхта была построена по заказу американского миллиардера из Кремниевой долины Джима Кларка. Над проектом трудилось французское бюро Guillaume Verdier, известное проектами гоночных катамаранов Кубка Америки, а также яхт для легендарной кругосветки Vendée Globe. Собственно, победоносные разработки и стали основой для Comanche. Главным требованием заказчика была победа: возможность выигрывать любые офшорные (то есть на длительную дистанцию в открытом море) гонки стала приоритетом. При этом упор делался не на победы в общем зачете (с учетом существующей во многих соревнованиях системы гандикапа), а на рекорды маршрута и призы за прохождение дистанции первой.
Буквально сразу после спуска на воду лодка установила рекорд 24 часа во время перехода Атлантики, в августе первой дошла до финиша в Fastnet Race. И все же главной и первой целью была победа в австралийской Rolex Sydney Hobart Yacht Race, однако удача от Comanche ускользнула, ведь главным противником лодки стал восьмикратный призер соревнований — опытная команда Wild Oats XI. Но и в команде Comanche отнюдь не новички. Титулованный шкипер Кен Рид считает, что «как любой сложный высокотехнологичный инструмент, лодка требует времени, чтобы настроить ее и получить максимальный результат». Команда работает над маневрами, коммуникациями на борту. Поэтому такое соревнование, как Maxi Yacht, важно для тренировок. Да, это не офшор, когда экипаж несколько дней находится в открытом море, а всего лишь прибрежные короткие гонки, однако во время них можно разобрать и быстро ликвидировать ошибки в работе команды.
Нельзя забывать, что помимо технических есть еще и погодные факторы. Так, например, на том же Fastnet Race команда шла с твердым намерением побить рекорд маршрута, однако этим планам сбыться не удалось. Яхта построена для хорошего ветра, и именно при таких условиях у нее возможны рекорды. А на английской Fastnet погода, как назло, сыграла злую шутку: старт проходил практически при полном отсутствии ветра, и первые несколько дней экипажам приходилось искать хоть какой-нибудь порыв.
Один из известных яхтенных дизайнеров как-то сказал, что владелец современной яхты находится под постоянным давлением: нужно все время тратить деньги на модернизацию. А когда твои конкуренты строят новые, более высокотехнологичные суда, приходится делать то же самое, чтобы не отставать. Безусловно, это и есть реалии парусного спорта в наши дни. Но какими бы технологиями ни пользовались инженеры и проектировщики, опыт, слаженную работу команды, а также долю случая и удачу никто не отменял. Этим и прекрасен парусный спорт.