Как мотивировать зумеров? Рассказывают эксперты
Как гласит статистика, в России, в зависимости от региона, поколение Z составляет от 9,7 до 24,4% всей рабочей силы. Логично, что перед их коллегами из поколений X и Y встает вопрос: как правильно взаимодействовать с молодыми сотрудниками и чем их мотивировать? Расспросили об этом экспертов.
Чем зумеры отличаются от поколений X и Y
Исследование университета MATS описывает отношение зумеров к работе как критическое — разборчивы, имеют высокие ожидания и нуждаются не столько в начальнике, сколько в наставнике. Лучше всего сотрудничают с компаниями, которые верят в устойчивые и социально ответственные методы работы и ведения бизнеса. Молодое поколение придает больше значения совпадению личных ценностей с ценностями компании.
«Замечаем большой тренд на самопознание и более бережное отношение к work-life balance, где работа занимает важное, но не приоритетное место», — рассказывает Екатерина Пигасова, Senior PR-менеджер в Rassvet.digital.
«Все чаще видим, что зумерам важно не столько придерживаться строгих часов работы, сколько эффективно выполнять задачи. Могут сделать все быстрее, чтобы потом больше времени уделить себе. Работа в их понимании должна быть переплетена с личными ценностями»,— говорит Юрий Канарейкин, Senior HR Brand Manager в Grow Food.
Отношение к работе у зумеров не строится на понятии долга к компании. Парадигма «меня взяли на работу, я за это очень благодарен, теперь буду стараться изо всех сил» изживает себя среди них.
Понять зумеров поможет одно ключевое наблюдение: это радикально сфокусированное на себе поколение. Для них важнее всего — насколько сейчас им нравится то, как они живут, чем занимаются, кто их окружает. На первый план, таким образом, выходят саморазвитие и улучшение в первую очередь собственной жизни.
Иными словами, это поколение выбирает работу для жизни, а не жизнь для работы. Молодые люди обладают высоким уровнем эмпатии как к себе, так и к другим. Для них важны личные границы, но при этом нет запретов и преград, если есть цель. Открыты для мира и стараются познать его не только разумом, но и чувствами, пресекая попытки обесценивая кого- или чего-либо.
Зумеры в офисе: как они работают
С общим вектором ясно, а каковы же зумеры непосредственно в работе? Эксперты указывают на такие особенности:
– зумеры инициативны, не имеют шаблонов, готовы быстро вовлекаться, но не могут работать с рисками ввиду недостатка опыта;
– в работе такие коллеги более критически подходят к процессам, чаще задают вопросы и предлагают альтернативные варианты;
– они хорошо разбираются в трендах, потому что в их инфополе много новостей, связанных с самыми актуальными обсуждениями в обществе.
Это подтверждается и исследованием компании «ЛАНИТ»: отмечается, что зумеры ценят возможность выбора на рабочем месте и не будут подчиняться правилам, смысла которых не понимают.
«Старшие коллеги имеют больше опыта в определенных областях, что помогает обоим поколениям лучше справляться с задачами, поэтому мы любим, когда в коллективе есть люди разных возрастов. Интересный факт про зумеров: мы замечаем, что им сложно руководить людьми более старших поколений, поэтому вероятнее, что зумер не выберет к себе в команду взрослого кандидата», — рассказывает Елена Хренова, директор по персоналу «Золотого яблока».
«У них высокая насмотренность, хорошее понимание визуального языка, эстетики — могут делать видео, презентации, коллажи и любые материалы на порядок лучше, чем предыдущие поколения, большая часть представителей которых зачастую не чувствует этого. Стоит отметить и развитые навыки личной презентации из-за раннего появления в социальных сетях», — говорит Александр Леднев, руководитель стратегического направления Signal.
Итак, зумеры более свободолюбивые и мыслят нешаблонно. Приходится ли компаниям как-то адаптировать их на рабочем месте? И правда ли, что они часто меняют работу?
Адаптация зумеров: привлечь и удержать
Уже кажется мифом думать, что поколение Z — неопытное и сложно адаптирующееся. Это ребята, которые окончили или оканчивают вузы, амбициозные и желающие многому учиться и менять мир к лучшему. И все-таки адаптация требуется. Подход к ней в разных компаниях может отличаться. Где-то поколение Z учат не прокрастинировать в процессе выполнения задач и дают время выдохнуть, засчитывая его как рабочее.
«Учим зумеров справляться с требуемым объемом работы, не теряя себя в процессе. Например, все сотрудники ведут календари, где фиксируют задачи, — это обязательно. Но это не должно демотивировать: мы не заставляем расписывать каждый чих! Наоборот, календарь — наш помощник, а не строгий микроменеджер. Он позволяет не прокрастинировать и оставить достаточно времени для креатива и развития. Мы называем это «свободные часы» — до двух часов в день, которые мы тратим на вдумчивое планирование дня, обучение или просто «медитацию» над задачами. Эти часы не относятся напрямую к проектам, но мы считаем важным засчитывать их как рабочие, потому что обучение и планирование — часть рабочего процесса. Это помогает менеджеру лучше справляться с загрузкой», — рассказывает Екатерина Пигасова, Senior PR-менеджер в Rassvet.digital.
Надо понимать, что зумерам важно наставничество. Менторы подскажут, откуда брать информацию, как развиваться эффективнее. Важность этого особо подчеркивает подчеркивает Юрий Канарейкин, Senior HR Brand Manager в Grow Food: «Позиция наставника, по сути, является ключевой в формировании образа компании для сотрудника. Молодые ребята с уважением и вовлеченностью слушают более опытных коллег, потому что для них это возможность набраться ценных знаний за сравнительно короткий срок».
Считается, что зумеры не работают подолгу на одном месте. Это опровергает исследование компании «ЛАНИТ»: согласно их данным, сотрудники, рожденные после 1995 года, увольняются реже, чем рожденные до 1980 года. В то же время 73% опрошенных считают, что их должны повышать раз в год. Несоответствие реальности ожиданиям может приводить к росту текучки кадров, считают исследователи.
Решение об уходе с работы из-за такого несоответствия зумеры могут принять молниеносно.
«Среди молодых разработчиков и инженеров типичная история, когда в крупнейшие бигтехи приходят на 1–2 дня, видят реальность, которая никак не соотносится с тем, что им говорили на собеседовании, и уходят. Они не будут ждать года в надежде на то, что что-то изменится», — рассказывает Александр Леднев, руководитель стратегического направления Signal.
Как зумеры меняют рабочее место
Исследование ГУУ 2020 года гласит: поколение X привносит в компании, где работает, предпринимательский дух, открытость к изменениям, неформальность и гибкость. Поколение Y — командную работу, многозадачность, технологии и умение находить информацию. А что меняется под влиянием поколения Z?
Эксперты рассказывают, что зумерам предоставляют более гибкий график и возможность совмещать работу с учебой. Уже существующие форматы встреч могут меняться.
«Поменяли формат приветственной встречи: если раньше один сотрудник из HR рассказывал новичкам про компанию в формате лекции, то сейчас приглашаем и топ-менеджеров, и руководителей направлений, которые помогают увидеть компанию со всех сторон. Превратили этот формат в настоящий нетворкинг с личным общением», — рассказывают в пресс-службе «ВКонтакте».
Также в компаниях уделяют внимание сбору обратной связи. Для этого даже возможно придумать особые практики.
«Мне нравится проводить с коллегами ретрорефлексию раз в месяц: определяем эмоции, которые превалируют в команде, выбираем мемы месяца и пишем манифесты на следующий. Так в игровой форме становится понятнее, чего не хватило, а чего, наоборот, было слишком много» — рассказывает Екатерина Пигасова, Senior PR-менеджер в Rassvet.digital.
Иногда для зумеров могут даже создавать новые должности.
«Ранее у нас не было лида в продуктовой команде community-менеджеров, но молодая коллега прекрасно влилась в роль и показала готовность и желание стать лидом этого стрима», — делится Юлия Аверина, HRD Sports.
Графики обсудили, ретро назначили, должности учредили. Однако что нужно делать на каждодневной основе, чтобы зумерам комфортно работалось? Как мотивировать молодежь на свершения и развитие в компании?
Как компании мотивируют зумеров
Мотивация — ключевая вещь, которая помогает найти общий язык с зумерами и наладить с ними эффективную работу.
«В компании мы уделяем много внимания индивидуальным потребностям молодых специалистов, стараемся быть гибкими, насколько это возможно, адаптировать рабочие процессы под людей, а не наоборот», — рассказывают в пресс-офисе брендов MAAG, ECRU, DUB и VILET.
Мотивировать нужно правильно. Одного ДМС будет недостаточно. «Мотивация для них — это не только соцпакет, но и то, что происходит каждый день», — объясняет Ирина Коротеева, специалист по HR в Signal.
Для зумеров нужен постоянный челлендж, нужно удерживать их фокус и интерес, они должны видеть, что получают от выполнения задач, где растут и какими кейсами могут гордиться и рассказывать о них на тематических конференциях. Как правило, уход зумеров связан с функционалом и перспективой дальнейшего движения в компании: наскучили задачи, они стали однотипными, нет возможности переключаться на другие. Ограниченность роли, ощущение, что развития не предусмотрено, — это их демотивирует.
Также важно давать грамотную обратную связь. Поддержка от руководителя в достижении целей значительно укрепляет мотивацию и эффективность работы. Но для удержания молодых специалистов нужно, чтобы компания не только обеспечивала условия для развития, но и создавала атмосферу веры в их потенциал.
«Мы поддерживаем зумеров в их стремлении развиваться и быть услышанными, поэтому в компании работают внутренние карьерные консультанты, к которым может обратиться любой сотрудник за помощью в карьерном росте, в решении сложной ситуации в команде», — рассказывает Елена Хренова, директор по персоналу «Золотого яблока».
И — не забывать об общих ценностях и прозрачных процессах.
В целом эксперты называют такие причины ухода зумеров с работы:
– системные проблемы в управлении;
– бюрократия;
– мало вовлеченности и глубины взаимодействия;
– обезличенная коммуникация;
– отсутствие их (зумеров) ценности на рабочем месте.
Чтобы с зумерами работалось продуктивно, важно учитывать, что для лояльности команде им недостаточно одного соцпакета. Они ценят work-life balance и не будут мириться с бюрократией и системными проблемами в компании. Но если дать им менторов и интересные задачи, обеспечить обратной связью и позволить сконцентрироваться на задачах, а не на времени отсидки в офисе, результаты будут отличные.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7