Что делать на типографическом фестивале Typomania
Визуалам и любителям хорошего дизайна посвящается
С 26 мая по 3 июня в Музее Москвы пройдет седьмой международный фестиваль визуальных коммуникаций, графического дизайна, видео- и диджитал-арта Typomania. «Типомания» — это выставки, лекции и воркшопы от ведущих дизайнеров из 14 стран Европы, Азии и Ближнего Востока: от исследовательского проекта с Музеем истории ГУЛАГа «Буквы неволи» до выставки текстильных календарей от одного из главных дизайнеров Индии Субраты Бхоумика. Тема фестиваля этого года — «Восток — Запад». Buro 24/7 советует, на что обратить внимание на Typomania-2018.
Выставочные проекты
Главная выставка West-East-Post
На главной выставке фестиваля — работы известных графических дизайнеров из разных стран (Россия, США, Германия, Нидерланды, Польша, Швейцария, Ливан, Иран, Франция, Китай, Израиль, Корея, Япония, Индонезия). Она посвящена центральной теме фестиваля — «Восток и Запад». Что такое Восток и Запад для каждого из нас и где находится точка отсчета? Участники проекта попытались ответить на эти вопросы на языке плаката. Эрик Белоусов и Игорь Гурович из объединения Ostengruppe показали жесткую границу между Востоком и Западом, в то время как в плакатах Дзинпинг Хе и Шуна Сасаки эти понятия находятся в состоянии диффузии. Иван Вайс и Михаил Кренбюль из швейцарской студии Johnston/Kingston затронули политический аспект: Запад и Восток — то же самое, что север и юг; когда нет взаимопонимания между людьми, то начинают падать бомбы. Орнаментальные мотивы, хитросплетения культур и их взаимовлияние прослеживаются в работах Эрика Брехбюля, Ирвана Ханроко, студии CYAN и коллектива High On Type. Восток и Запад — это абстрактные «они» или это все-таки «мы»? Многие участники увидели в начальных буквах West слово We (мы).
Выставка о советской пропаганде
на Востоке «Красный Восток»
Совместно с Фондом Марджани Typomania приготовила две выставки, посвященные типографике в восточной культуре. «Красный Восток» — одна из этих двух выставок. Это плакаты советской пропаганды 1920-х и 1930-х годов в мусульманских регионах: Средней Азии, на Кавказе, в Поволжье, Приуралье и Сибири. За десятилетие стилистика плакатов заметно менялась в зависимости от социокультурных условий. Если к концу 1920-х годов плакат стал более новаторским и агитационным с короткими и емкими лозунгами на тему труда и промышленного строительства, то в плакатах второй половины 1930-х годов преимущественно использовали военную символику. Также менялась роль арабской письменности: от символа власти и компромисса с исламской культурой в 1920-х годах до признака инакомыслия в условиях победы социализма и монополии русского языка в конце десятилетия.
Типографика ГУЛАГа
Исследовательский проект фестиваля и Музея истории ГУЛАГа о типографике в системе лагерей, с одной стороны, — буквы документов: машинопись отчетов и справок, бланки повесток, визы. За каждой буквой и знаком здесь стоят сотни человеческих жизней. С другой стороны — буквы писем на волю: это буквы, испуганные цензурой, готовые к обыску, полуонемевшие, но пытающиеся передать родным одно-единственное послание — весть о жизни. В невыносимых условиях люди делились с родными и детьми не тем, что волнует, а тем, что могло пропустить сито перлюстрации: научными знаниями, какими-то бытовыми историями. Между официальными документами и письмами — плакаты и лозунги, написанные лагерными художниками афиши, стенгазеты — элементы «художественного оформления» действительности за колючей проволокой.
Персональные выставки
Один из ведущих дизайнеров Индии Субрата Бхоумик покажет коллекцию текстильных календарей, выполненных вручную. В своих работах дизайнер развивает уникальную идентичность, используя всю гамму индийской культуры.
Всемирно известный дизайнер Леонардо Сонноли откроет выставку минималистичных плакатов, построенных на типографике, при поддержке студии ABC Design. Его афиши висят на улицах Римини, Милана, Венеции, а навигация — в Колизее и в музее на холме Палатин. В 2009 году он принял участие в проекте реконструкции Версальского дворца и разработал визуальное оформление северного крыла, используя портреты королевских семей и символику власти.
Один из главных плакатистов Ближнего Востока, иранский дизайнер Маджид Аббаси в своих работах исследует множество тем — от личных до политических. Многие из его поздних выставочных работ основаны на образах и настроениях войны и постреволюционного Ирана.
Тему политического плаката продолжаетт Давид Тартаковер — художник, куратор, пионер графического дизайна в Израиле. Его самые известные работы посвящены оккупации Палестины, а плакат для него — инструмент выражения собственных политических взглядов. Среди его работ — логотип организации «Мир сейчас», официальный плакат 30-го Дня Независимости Израиля 1978 года, серия плакатов о жизни в Израиле и Палестине во время оккупации «Я здесь».
Графический дизайнер из Швейцарии и один из основателей Люцернского международного фестиваля плаката Weltformat Эрих Брехбюль покажет выставку театрального плаката. Он создает как афиши (например, для театральной постановки по мотивам известного фильма с участием Вупи Голдберг «Действуй, сестра» или спектакля французской актрисы и драматурга Ясмины Реза «Бог Резни»), так и плакаты на социальные тему (в поддержку петиции против большого скопления туристических автобусов в маленьком городе Люцерн или против проведения коммерческих мероприятий на самой красивой площади Цюриха).
Корейский дизайнер Че Бен Рок покажет свои яркие плакаты с виртуозной векторной графикой. В его работах множество визуальных языков, они ориентированы на концептуальное решение и привлечение внимания.
Лекционная программа
26–27 мая и 2–3 июня, с 12:00
Лекционная программа фестиваля рассчитана на желающих узнать о трендах и последних новостях из мира типографики, графического дизайна и визуального искусства. Например, участники швейцарской студии Johnston/Kingston поговорят о пересечении графического дизайна и технологий, о влиянии современных инструментов на визуальный язык, экспериментатор из Германии Бенедикт Гросс поделится опытом создания шрифта на основе фотографий Земли из Google Maps, а дизайнер, автор и оформитель книг Людовик Балланд расскажет о дизайне книг и своем масштабном медиапроекте American Readers at Home, исследующем, как американцы воспринимают новости в медиа.
Мастер-классы
31 мая и 1 июня, с 11:00
Для самых активных организаторы подготовили двухдневную программу мастер-классов. На двухдневном воркшопе студии из Нидерландов High on Type участники научатся создавать собственный шрифт и композиции с помощью каллиграфии. Ливанские дизайнеры из объединения Arabic Lettering Workshops объяснят, что такое трехъязычный леттеринг на примере арабского, армянского и русского языков, и попробуют технику на практике. Для тех, кто интересуется генеративным дизайном, дизайнер-программист и экспериментатор из Германии Бенедикт Гросс проведет интенсив по созданию книг в Adobe Indesign с помощью программы Basil.js, разработанной им вместе с Базельской школой дизайна.
Посмотреть полную программу Typomania, купить билеты
и записаться на мастер-классы можно на сайте фестиваля.