Поиск

Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века

Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века

120 лет со дня рождения великого финского архитектора и дизайнера

Текст: Марина Аглиуллина

Фото: Alvar Aalto Museum,
alvaraalto.fi; commons.wikimedia.org; moma.org

Сегодня, 3 февраля, исполняется 120 лет с дня рождения, пожалуй, главного финского архитектора и дизайнера Алвара Аалто. Buro 24/7 рассказывает о принципах работы Аалто и его достижениях.

Кто такой Алвар Аалто

Алвара Аалто принято называть одним из величайших архитекторов и дизайнеров XX века. В архитектуре он сумел соединить функциональный модернизм с гуманизмом, что выгодно отличает его здания от холодной рациональности конструктивизма. Кроме того, Аалто много работал с мебелью, изобретая более эффективные способы ее изготовления, что позволило начать массовое производство его изделий и сделать их более доступными по цене.

Хуго Алвар Хенрик Аалто родился в городе Куортане на юге Финляндии в 1898 году. В 1916-м Аалто поступил в Политехнический институт Хельсинки, чтобы изучать архитектуру (Ле Корбюзье, к слову, не получил специализированного архитектурного образования). В 1918 году Аалто прервал обучение из-за Гражданской войны в Финляндии и сам ушел в армию «белых» (буржуазно-демократических сил финского сената), а после окончания конфликта вернулся к студенческой жизни.

Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века (фото 1)

Выпустившись из университета, он открыл собственное архитектурное бюро в 1923 году, а в 1927-м перенес его в город Турку. В Финляндии как раз шел строительный бум, начавшийся после Первой мировой войны, которая стала катализатором свежих идей у молодых людей Западной Европы. В Турку Аалто и еще несколько молодых архитектров начали воплощать в жизнь новые концепции, преодолевая предрассудки и привычки, устоявшиеся в обществе.

Архитектура

За свою полувековую карьеру Аалто спроектировал около пяти десятков зданий, а если брать в расчет его бюро — еще больше. Его стиль менялся со временем от северного неоклассицизма 1920-х до функционализма позднего периода его работы, но он всегда сохранял верность принципу гезамткунстверка, то есть воспринимал каждое здание, которым занимался, как абсолютное произведение искусства и продумывал не только его внешний вид и инженерное устройство, но и интерьер вплоть до мельчайших деталей.

Аалто всегда думал о цели, которой должно служить строение, и отталкивался от этого, но был противником голого функционализма, часто забывавшего о психологическом комфорте человека. Работы Аалто никогда не бывают избыточны, они всегда сделаны так, чтобы точно соответствовать своему назначению. Он создавал пространства, наполненные естественным дневным светом. Последователи и исследователи Аалто отмечают его феноменальное чувство природы, психологии человека и пространства.

Главные здания


Санаторий в Паймио (1933)

Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века (фото 2)

Архитекторы Западной Европы довольно сильно влияли на Аалто в начале его карьеры, и здание санатория напоминает о принципах Ле Корбюзье. Работая над этим зданием, Аалто в первую очередь думал о его функциональности и заботился, чтобы пациентам санатория было комфортно в нем находиться.


Библиотека в Выборге (1935)

Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века (фото 3)

Библиотека в Выборге была первым проектом Аалто, но работа над ним затянулась: начав в 1927 году, архитектор не мог воплотить свою идею в жизнь, потому что духовенство и местные жители воспротивились строительству, так как не были готовы к слишком современной архитектуре. Аалто воспользовался тем, что проект был отложен, улучшил его и проработал детальнее.


Вилла Майреа (1939)

Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века (фото 4)

Этот особняк Аалто спроектировал для семьи коллекционеров и любителей искусства и высшего общества Финляндии. Архитектор ориентировался на природные формы и использовал для отделки один из своих самых любимых материалов — дерево.


Финский павильон на Международной выставке в Нью-Йорке (1939)

Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века (фото 5)

Аалто чаще всего строил в родной Финляндии, и это одна из причин, почему его имя не прогремело на весь свет. Если бы он чаще строил в других странах, о нем бы говорили гораздо больше. Финский павильон на Международной выставке в Нью-Йорке произвел фурор, и в отзывах писали, что это здание мог создать только гений.


Кампус MIT в Массачусетсе (1948)

Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века (фото 6)

После Второй мировой Аалто уехал работать и преподавать в США, и одним из следов его пребывания там стал кампус знаменитого Массачусетского технологического института, который, как отмечают архитектурные критики, и сегодня отлично служит по назначению.


Дворец «Финляндия» (1971)

Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века (фото 7)

Это один из главных культурных центров Финляндии, расположенный в Хельсинки. В здании есть несколько концертных залов, помещения для выставок и залы для конференций. Белоснежное строение находится на берегу бухты Тёёлёнлахти.


Университет Алвара Аалто в Эспоо (1974)

Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века (фото 8)

Кампус Отаниеми сегодня служит зданием Университета Аалто. Построенный великим архитектором с использованием другого его любимого материала — кирпича — был отреставрирован в 2015 году.


Церковь Риола в Вергато (1978)

Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века (фото 9)

Церковь Риола, пожалуй, главный проект Аалто в направлении религиозной архитектуры. При создании церкви Аалто ориентировался на окружающий ее горный ландшафт и увязал с ним формы строения.

 

Мебель

Следуя идее гезамткунстверка, Аалто прорабатывал свои проекты и внутри, создавая для них интерьер. Одним из следствий этого подхода стал мебельный бренд Artek, созданный при участии Аалто. В мебели Аалто отражены его архитектурные принципы — функциональность, лаконичность и гуманизм. Особенностью мышления Аалто было то, что он создавал мебель для определенных целей — для отдыха, для чтения, для того чтобы прихорашиваться у зеркала.

Аалто много работал с деревом — традиционным для финнов материалом. Он изучал свойства дерева и тщательно обдумывал, как вписать его в свои эстетические взгляды. Сегодня мы пользуемся многими идеями и достижениями Аалто, всего после него осталось семь патентов на его новаторские идеи по изготовлению мебели. Например, именно он придумал, как изгибать дерево, и использовал его для создания своей канонической табуретки Stoll 60.

Развитие фабричного производства позволило Аалто наладить массовое производство своих стандартизированных моделей мебели. Он распространял эти изделия с помощью своего бренда Artek, который, пожалуй, может считаться предтечей IKEA.


Paimio Chair (1932)

Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века (фото 12)

Аалто создал специальные кресла для санатория в Паймио. В первую очередь его заботило, чтобы мебель была удобной для пациентов, как и все придуманное им здание.


Stool 60 (1933)

Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века (фото 13)

Табуретка, ставшая канонической, была сделана Аалто в 1930-е, когда он придумал, как изгибать дерево для создания таких ножек. До этого он использовал в изготовлении мебели металл, потому что не мог добиться таких изгибов с деревом. Эти табуретки использовали в Выборгской библиотеке как дополнительные сидячие места. Stool 60 удобны тем, что их можно ставить друг на друга башенкой, что позволяет лучше использовать пространство.


Aalto Vase (1936)

Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века (фото 14)

Стекло было одним из любимых материалов Аалто: в архитектуре он сочетал его с деревом, а в дизайне мебели использовал для предметов домашней утвари.


Armchair 400 (1936)

Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века (фото 15)

Придумав модель кресла, Аалто работал над ее вариациями. Это было очень удобно, потому что позволяло легко удовлетворить растущий спрос на разнообразие от начавшего двигаться в сторону все большего потребления общества.


Floor Lamp A 805 (1956)

Алвар Аалто — один из главных архитекторов XX века (фото 16)

Аалто предпочитал рассеяный свет за его мягкость — и именно такой дает придуманная им напольная лампа.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7