Видео-арт, любовь и сказки: куда идти и что смотреть в музеях в январе
Начинаем год с традиционного составления культурных планов на месяц. Рассказываем, на какие выставки стоит сходить в январе, чтобы оставаться в курсе последних музейных событий. Внутри — десять недавно открывшихся экспозиций в Москве, Санкт-Петербурге и даже Суздале.
«ЛЮБОВНОЕ НАСТРОЕНИЕ»
КОГДА
до 16 февраля
ГДЕ
Москва, галерея Ruarts
Двадцатый сезон в галерее Ruarts открылся экспозицией, посвященной многомерному чувству с частым сердцебиением и головокружением, — это ода любви и ее предвкушению, ауре соблазна и эротизма. Название проекта вдохновлено фильмом Вонга Кар-Вая о далекой, но такой пронзительной близости. Выставка картин, фотографий, графики и скульптуры известных художников, включая международных Кимико Йошиду, Спенсера Туника, Лорана Вилере и Корнели Толленс, а также российских Сергея Борисова, Михаила Розанова, Алексея Луку, напоминает о хрупкости, даже беззащитности того, кто влюблен.
ЭРИК БУЛАТОВ, ОЛЕГ ВАСИЛЬЕВ, «ЧУДЕСНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ»
КОГДА
до смены экспозиции
ГДЕ
Москва, МАММ
Отправиться в сказочные миры и увидеть более 180 произведений классиков российского и мирового современного искусства Эрика Булатова и Олега Васильева теперь можно в Мультимедиа Арт Музее в Москве. На выставке увидим рисунки к знаменитым детским книгам, среди которых — сказки «Золушка», «Спящая красавица», «Красная Шапочка», «Кот в сапогах» Шарля Перро, «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф, произведения Агнии Барто, Генриха Сапгира, Игоря Холина и других авторов, которые художники проиллюстрировали за тридцать лет совместной работы (с 1959 по 1989 год) в издательстве «Малыш». Напомним, что советская детская книга 1960–1980-х годов — яркий художественный феномен, поскольку искусство для малышей цензурировалось жестче и для художников-концептуалистов оформление такой литературы стало неким вызовом и экспериментальной лабораторией для поиска новых форм изобразительного языка.
«VIDEOBRASIL. ПЕРЕВОД НЕ ТРЕБУЕТСЯ»
КОГДА
до 9 февраля
ГДЕ
Москва, Дом культуры «ГЭС-2»
Международный проект Дома культуры «ГЭС-2» и Культурной ассоциации из Сан-Паулу Videobrasil повествует об основных этапах развития видеоискусства Бразилии на протяжении сорока лет, с 1980-х по 2020-е годы. Материалом стал видео-арт художников из Бразилии, Аргентины, Колумбии, Эфиопии, Индонезии. В диалог с ними, по задумке кураторов (Соланжи Оливейра Фаркас, Алессандра Бергамаски, Дмитрий Белкин, Андрей Василенко), вступают российские художники, которые реагируют на то же время и те же вызовы, но в другом контексте. Особое внимание уделяется локальным сюжетам: часть работ посвящена травматическому опыту колониального прошлого и последствиям катаклизмов, которые определили социальный и культурный ландшафт стран Глобального Юга.
«110 | РОССИЙСКИЙ ДИЗАЙН 1915–2025»
КОГДА
до 25 мая
ГДЕ
Москва, Новая Третьяковка
Московский музей дизайна в партнерстве с Государственной Третьяковской галереей представили своего рода путеводитель по стилям и концепциям отечественного дизайна — от революционных идей авангарда до современных трендов. Выставка охватывает 110 лет — отсчет ведется с легендарной «Последней футуристической выставки 0,10», которая прошла в Санкт-Петербурге в 1915 году. Именно там показали «Черный квадрат» Казимира Малевича и «Угловой контррельеф» Владимира Татлина, которые стали отправной точкой для супрематизма и конструктивизма. Эти направления не только определили облик российского дизайна, но и оказали влияние на весь мир. Среди исторических экспонатов — знаковые предметы советского быта: первый массовый телевизор КВН-49 и пузатый холодильник ЗИЛ, рациональный снегокат «Чук и Гек» и детский педальный трехколесный трактор, сифон «Пингвин», выпускавшийся на оборонном предприятии, и флакон культовых духов «Красная Москва».
«ЖИЛИ-БЫЛИ»
КОГДА
до 31 марта
ГДЕ
Москва, ЦСИ «Винзавод»
Основой концепции волшебного во всех смыслах выставочного проекта стала народная мудрость «Сказка — ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок». Пространство поделили на две смысловые части: настоящие школьные классы и яркие, захватывающие внимание инсталляции в виде сказочных ландшафтов и интерьеров, знакомых каждому с детства. Всего в экспозиции 15 тематических зон, каждая из которых открывает зрителям грани русских сказок. Помимо знакомства с работами современных российских художников, здесь можно обняться с березами и послушать, как бьется собственное сердце, потянуть за торчащую репку или загадать желание у колодца со щукой.
«BIG IN RUSSIA»
КОГДА
до 26 января
ГДЕ
Москва, Vladey
Название проекта, собравшего работы художников галереи OVCHARENKO — Михаила Доляновского, Алексея Каллимы, Егора Кошелева, Влада Кулькова, Павла Пепперштейна, Инала Савченкова, Коли Садовника, Марии Серебряковой, Леонида Цхэ, — отсылает к суперхиту группы Alphaville «Big in Japan», записанному в 1984 году. Английское выражение подчеркивает значимость того места, в котором человек стал популярным или, если угодно, большим — в данном случае художником. Размеры работ тоже немаленькие (например, картина Марии Серебряковой «Видимость, или Горизонт событий» 2016 года — три на девять метров) — такие обычно пишут на заказ, но все произведения экспозиции творцы создавали по собственному желанию. Идем и впечатляемся.
ТАМАРА ШИПИЦИНА, «ПАЛИСАДНИКИ»
КОГДА
до 16 февраля
ГДЕ
Москва, ММОМА
Московский музей современного искусства давно поддерживает молодых художников. Так, совместно с галереей Carré d’artistes, Школой современного искусства «Свободные мастерские» и культурным проектом «СОЮЗ» здесь открылась персональная выставка Тамары Шипициной. Архитектор по образованию, она на протяжении последних десяти лет активно занимается печатной графикой. Используя станок, собранный по собственным чертежам, Шипицина экспериментирует с техникой литографии. Сама экспозиция исследует постсоветский бытовой ландшафт, а именно палисадники — небольшие участки земли перед многоэтажными жилыми домами, засаженные растениями, место благоустройства типовой застройки. Главные приметы этого пространства — причудливые формы оград, нити с флажками и старая мебель. Экспозицию дополнят произведения Михаила Рогинского, Ани Жёлудь и Ильи Кабакова из фондов ММОМА.
«НАСТИИ»
КОГДА
до 16 февраля
ГДЕ
Санкт-Петербург, Marina Gisich Gallery
Художник Сергей Деникин за основу произведений берет самые разные артефакты — пластины слюды, вырезки схем из научных журналов, веточки и гербарии, приспособления для химических опытов. Несколько десятилетий он работает над формированием мира, в котором тени и блики играют не меньшую роль, чем предметы, их отбрасывающие. Через его кропотливо собранные коллажи, инсталляции и объекты просвечивает другая реальность, настроенная на ритм плавных природных процессов, как распускание листа или разглаживание крыльев насекомого. По словам куратора выставки Александра Дашевского, настии — это движения, которые совершают растения в ответ на внешнее воздействие: свет, касание, изменение температуры. «Через ботаническую метафору художник строит сюжет новой серии сновиденческих приключений деникинского эфемерного народца», — добавляет Дашевский.
ОЛЬГА МУРАВИНА, «УМИРОТВОРЕНИЕ»
КОГДА
до 9 марта
ГДЕ
Санкт-Петербург, «Эрарта»
Прочувствовать невинность детства рекомендуем на персональной выставке Ольги Муравиной, чьи экспрессивные скульптуры преследуют гуманистическую миссию — перенести зрителя в уютное пространство, населенное кроткими зверями и малышами, помогая обрести себя. Наивные — но лишь на первый взгляд — персонажи являются носителями особого рода мудрости. Автор, возможно, интуитивно следует канонам изображения Будды, по которым полузакрытые глаза — это знак обращения вглубь себя и наблюдения за внутренней природой. А все живое, по замыслу Муравиной, как раз и стремится к умиротворению и тихой радости существования.
«Я ЕСТЬ ЦВЕТ»
КОГДА
до 30 марта
ГДЕ
Суздаль, Музейный комплекс «Кремль»
Кураторский проект Алены Долецкой выстроен вокруг образа цветка и исследует символический мир «вечных ценностей». В выставочном зале Суздальского кремля можно увидеть более 30 экспонатов от XII века до наших дней — это предметы религиозного и светского искусства, в каждом из которых есть скрытый смысл, который несут растения. В материальном мире они показывают цикличность жизни, от расцвета до гибели. В духовном же мире они неувядаемы — отражают веру в Бога и бессмертие человеческой души. Выставка «Я есть цвет» является завершающим проектом празднования 1000-летия Суздаля и одновременно первой весенней выставкой 2025 года.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7