«Сложно быть честным по отношению к себе, к другим, к профессии». Интервью с актером и режиссером Семеном Серзиным
В Москве завершается фестиваль «Уроки режиссуры». В рамках его специальной юбилейной программы объединение «Невидимый театр» показало столичным зрителям спектакль «Общага на крови» по мотивам одноименного романа Алексея Иванова. Он был написан почти 30 лет назад, но первую публикацию получил лишь в середине 2000-х.
Создатель «Невидимого театра» — Семен Серзин, хорошо известный по собственному драмеди «Человек из Подольска», номинированному на главный приз «Кинотавра», и роли в «Петровых в гриппе» Кирилла Серебренникова. В преддверии закрытия «Уроков режиссуры» и вручения фестивальных наград мы поговорили с ним о постановке, современных театралах и отражении переходных периодов советско-российской истории в искусстве.
Когда у тебя появилась идея превратить роман Алексея Иванова в спектакль? Ты давно был знаком с текстом?
Я узнал, что мой брат, Евгений Серзин, снимается в экранизации «Общаги на крови» у Романа Васьянова (фильм вышел на платформах «Кинопоиск HD», Premier и Kion 10 октября. — Прим. BURO.), и в то же время случайно увидел эту книжку на полке магазина: купил, прочитал ее и понял, что это созвучно со мной, что это классный материал, который стоит поставить.
Кстати, Евгений значится композитором твоей «Общаги». Каково это — работать с настолько близким родственником?
Прекрасно.
Сколько времени ушло на создание спектакля? Насколько в итоге успешно, на твой взгляд, получилось перенести роман на сцену?
Мы репетировали в общей сложности два месяца. Насколько получилось? Я бы сказал, что не стоит подводить итоги, потому что спектакль растет по мере того, как мы его играем. Литературная составляющая, которую артисты обживают и присваивают, постепенно становится все более органичной. Было не так-то просто справиться с некой выспренностью, которая присуща роману, но думаю, что все получилось и получается.
Фильм «Петровы в гриппе» рассказывает ориентировочно о первой половине 2000-х годов. Действие же «Общаги» относится к условному концу 1980-х — началу 1990-х. Почему вдруг искусство новых 20-х обращается к этим периодам? Реакция на общественное ожидание каких-то радикальных перемен?
Действие «Общаги» разворачивается во время перестройки. Хотя на самом деле это до конца непонятно. Время не указывается точно: 84-й, 89-й или 90-й год... Что касается «Петровых», то действие происходит в начале 2000-х, условно это 2004 год, поэтому я бы не соотносил эти два произведения. Это абсолютно разные периоды: перестроечные надежды конца 80-х и застой, начавшийся в начале 2000-х. Скорее эти два временных промежутка, которые окаймляют 1990-е годы, дают ощущение точки А и точки Б. Откуда все пошло и к чему в итоге пришло.
Как приняли постановку зрители? И вообще, кто он — нынешний театральный зритель?
Спектакль получился очень ярким. Страсти, которые обуревают героев, тоже дают какую-то «мясную» составляющую, что не позволяет действию стать слишком выхолощенным. Можно сказать, что спектакль очень зрительский, хотя, конечно, развлекательным его назвать никак нельзя.
Мне хочется думать, что в наш театр ходят люди, которые интересуются не только театром. Вернее, в первую очередь мне бы хотелось думать, что к нам ходит не театральный зритель, а тот, которому просто интересна жизнь. Ее социальные и экзистенциальные аспекты и то, как они откликаются в каждом из нас.
А кому ты можешь посоветовать посмотреть «Общагу»?
Перестроечное время было периодом каких-то надежд, когда были попытки и желание перестроить, не свергнуть, а именно перестроить, устроить эту жизнь. Мечты того времени и осознание того, к чему они привели… К той жизни, которой мы сегодня живем. Мне кажется, что это интересно. Еще я очень советую посмотреть постановку из-за совершенно офигенного актерского состава. Некоторые актеры никогда не играли в «Невидимом театре», например Гена Блинов из БДТ или Эва Мильграм, которая в этом году номинирована на премию «Золотая маска» (за роль в спектакле «Антигона» пермского «Театр-Театра». — Прим. BURO.).
У тебя есть и режиссерский, и актерский опыт — что тебе кажется более сложным? А кино или театр? Заимствуешь ли ты какие-то приемы из кино для театра, из театра для кино? Из режиссуры — для актерской игры.
Сложно быть честным по отношению к себе, к другим, к профессии; а режиссерская это или актерская стезя — не так важно.
Что ты как режиссер пожелал бы себе-актеру? И наоборот.
Себе как актеру я бы пожелал интересных режиссеров. А себе как режиссеру — чтобы все было просто, понятно и легко.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7