"Каприччио" Рихарда Штрауса в Новой опере
Премьера нового сезона
Рихард Штраус известен как признанный классик не только немецкой, но и мировой музыкальной культуры XX века. Нельзя точно сказать, что больше отпугивало советских музыкантов от исполнения его сочинений: невероятная сложность партитур или звание президента Имперской музыкальной палаты в фашистской Германии. Тем не менее последние годы ведущие российские театры все чаще включают изысканные и разноплановые оперы Штрауса в свои программы. В Москве в прошлом сезоне большим событием стала премьера "Кавалера розы" в Большом театре, а 4 октября Новая опера представляет российскую премьеру последней оперы маэстро — "Каприччио", одноактного разговора об искусстве.
В 1942 году, когда "Каприччио" впервые было исполнено на сцене, Штраусу было 77 лет. Либретто уникальной оперы об опере построено вокруг философского вопроса: музыка или слово преобладает в оперном искусстве? Любовный треугольник почти символических персонажей: Графини, олицетворяющей Гармонию, Поэта и Композитора — дает повод для философских споров, комических ситуаций и безграничной музыкальной самоиронии. Очень сложная по внутренней структуре музыка переливается всеми оттенками жизнерадостности и содержит шуточные цитаты из почти всей мировой музыкальной литературы, делая "Каприччио" изысканной интеллектуальной оперой для самых взыскательных слушателей.
Молодой режиссер Алла Чепинога поставила "Каприччио" как гротесковый спектакль о человеческих взаимоотношениях. Любовный треугольник выходит на первый план и делает постановку понятной и увлекательной даже для слушателя, не обращающего внимание на многочисленные музыкальные шутки и цитаты. Художник Виктор Герасименко поместил героев в пародийно-гламурную обстановку в сиреневых тонах. Интеллектуальная утонченная музыка, режиссерская концепция оперы буффа и тонкая ирония художественного оформления — такое парадоксальное сочетание рождает на удивление гармоничный спектакль.
Изюминкой его становится хор слуг, весь спектакль молчаливо и пластично прислуживавших в доме Графини. Восемь харизматичных, голосистых и изящных хористов сочетают красивый хореографический рисунок с безукоризненным вокалом и здоровой иронией ко всему происходящему на сцене. Ребята настолько точны в своей работе, что приближаются к идеалу дирижера Валерия Крицкова, который хотел бы, чтобы всю оперу можно было понять без синхронного перевода бегущей строки.
Текст: Екатерина Чудакова
Фото: Елена Квитко