Поиск

Максимализм, сюрреализм и прочие -измы: что смотреть на выставке «Всё всегда и сразу» в HSE Art Gallery

Максимализм, сюрреализм и прочие -измы: что смотреть на выставке «Всё всегда и сразу» в HSE Art Gallery

Текст: Екатерина Краюхина

Чувствуете, что реальность все больше напоминает сюр и мир перевернулся с ног на голову? Те же ощущения разделяют и участники выставки «Всё всегда и сразу», которая до конца месяца идет в новом пространстве HSE Art Gallery на «Винзаводе». Посетили максималистскую экспозицию и в формате гида рассказываем, почему ее стоит непременно увидеть своими глазами.


BURO. выступает информационным партнером выставки «Всё всегда и сразу» в HSE Art Gallery.

О ВЫСТАВКЕ

Проект «Всё всегда и сразу» — это панорама работ студентов и выпускников направлений «Современное искусство», «Мода» и «Предметный дизайн» Школы дизайна НИУ ВШЭ. Авторы — представители поколения, родившегося и сформировавшегося в новом тысячелетии. Проще говоря, это зумеры, для описания творчества которых самым подходящим словом будет «максимализм». Потому на выставке увидите бескомпромиссные, громкие, нарочитые и чрезмерно театральные произведения, разделенные на три больших блока, созвучных названиям образовательных направлений. Отправляемся смотреть.


МОДА

Максимализм, сюрреализм и прочие -измы: что смотреть на выставке «Всё всегда и сразу» в HSE Art Gallery (фото 1)
Манекены Оскара Домингеса, Лео Мале и Марселя Жана на «Сюрреалистической улице». Париж, 1938
Максимализм, сюрреализм и прочие -измы: что смотреть на выставке «Всё всегда и сразу» в HSE Art Gallery (фото 2)
Экспозиция «Всё всегда и сразу», 2024

За секцию моды отвечал руководитель одноименного направления в Школе дизайна НИУ ВШЭ, журналист и фэшн-эксперт, в разное время работавший главным редактором журналов «ОМ», Harper’s Bazaar, Black Square, Port, а также редакционным директором журналов L’Officiel и Numero Анзор Канкулов. Работы его студентов сложились в некую улицу манекенов — отсылка к знаменитой выставке сюрреалистов, которая проходила в 1938 году в Париже.

Максимализм, сюрреализм и прочие -измы: что смотреть на выставке «Всё всегда и сразу» в HSE Art Gallery (фото 3)
Дарья Ряполова, лукбук коллекции «Who chairs», 2023
Максимализм, сюрреализм и прочие -измы: что смотреть на выставке «Всё всегда и сразу» в HSE Art Gallery (фото 4)
Илья Мигачев, лукбук коллекции «Hee-Нее, На-На», 2024

Молодые дизайнеры в максималисткой манере отвечают на сюр, происходящий в шатком и нестабильном мире, который нам достался. И это скорее не негативная черта, которую часто вменяют юным людям, а позитивная — способность не принимать за норму то, что ей не является (в то время как старшее поколение обычно к страшным событиям — войнам и катастрофам — адаптируется). Все образы в секции довольно кричащие и гиперболизированные. Отметили работу Дарьи Ряполовой из дипломного проекта «Who chairs». Вещи выполнены из кресел, диванов и прочей мягкой мебели. Отсюда и игра слов в названии — вместо расхожего who cares (с англ. «кого волнует») используется слово chair, что значит «кресло». Еще одна интересная коллекция — «Hee-Нее, На-На» Ильи Мигачева, вдохновленная Людмилой Гурченко. Здесь тоже нейминг не случаен: Никита Михалков называл ее актрисой жанра «хи-хи, ха-ха». В проекте раскрывается образ дивы, которая меняет свои «шарниры», чтобы продолжать блистать на сцене.


СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО

Максимализм, сюрреализм и прочие -измы: что смотреть на выставке «Всё всегда и сразу» в HSE Art Gallery (фото 5)
Дарья Догаева, объект инсталляции «Внутрь, вглубь и дальше», 2024
Максимализм, сюрреализм и прочие -измы: что смотреть на выставке «Всё всегда и сразу» в HSE Art Gallery (фото 6)
Дарья Догаева, инсталляция «Внутрь, вглубь и дальше», 2024

К блоку совриска проходим через уголок Дарьи Догаевой, озаглавленный «Внутрь, вглубь и дальше» и посвященный поиску нечеловеческого внутри себя. Художница работает с темой ритуалов, амулетов и потустороннего. Внутри инсталляции зритель оказывается в пространстве, искусственно расширенном с помощью графики. Автор словно картографирует неизвестную местность — стены расписаны вручную графитом (стоит прийти как минимум потому, что к следующей выставке они, увы, будут закрашены). Серия объектов представляет собой найденные в этом сконструированном пространстве артефакты, реликвии путешествия, в котором «я» становится проводником голоса окружающей среды.

Максимализм, сюрреализм и прочие -измы: что смотреть на выставке «Всё всегда и сразу» в HSE Art Gallery (фото 7)
Вадим Ревин, картина «Неразличимо близкое. неразличимо далекое», 2024

Не могли не остановиться и у большой монохромной работы Вадима Ревина «Неразличимо близкое. неразличимо далекое», созданной специально к выставке. В 21 веке работать с текстом довольно сложно — кажется, уже все главное сказано и написано. Но фраза «Всегда легче получить прощение, чем разрешение» на холсте, выставленном прямо на полу, заставила поразмышлять над этими, казалось бы, несопоставимыми понятиями.

Максимализм, сюрреализм и прочие -измы: что смотреть на выставке «Всё всегда и сразу» в HSE Art Gallery (фото 8)
Ираида Разенкова, текстильная работа «Думочки», 2024

Рядом расположилась работа-фаворит редакции — как ни странно, тоже выстроенная вокруг текста. Это подушка, на которой бисером вышита фраза «Сегодня без чудес», из серии Ираиды Разенковой «Думочки» (на Руси у подушек было такое название, потому что на них размышляли о жизни). Кажется, последние пару лет эти слова ни дня не теряли актуальности, но мы отчаянно продолжаем этих чудес ждать.


ПРЕДМЕТНЫЙ ДИЗАЙН

Максимализм, сюрреализм и прочие -измы: что смотреть на выставке «Всё всегда и сразу» в HSE Art Gallery (фото 9)
Мария Лебедева, объект «Марго», 2024 (в окружении текстильных работ «Думочки» Ираиды Разенковой)

Плавно переходим к предметному дизайну — рядом с подушками-думочками расположилось зеркало Марии Лебедевой «Марго». В него можно вставлять любые цветы — и живые, и сухоцветы, — которые будто «вырастают» из головы. Такой подход решает проблему обустройства малофункционального пространства. Прообразом работы послужили облики героинь из русского фольклора с пышными прическами и косами.

Максимализм, сюрреализм и прочие -измы: что смотреть на выставке «Всё всегда и сразу» в HSE Art Gallery (фото 10)
Ксения Рошва, серия работ из фарфора «Секретный сад ядовитых наслаждений», 2024
Максимализм, сюрреализм и прочие -измы: что смотреть на выставке «Всё всегда и сразу» в HSE Art Gallery (фото 11)
Максимализм, сюрреализм и прочие -измы: что смотреть на выставке «Всё всегда и сразу» в HSE Art Gallery (фото 12)

Проходим мебель — столик, барный стул, кресло и другие функциональные и при этом стильные полноправные предметы интерьера — и взгляд цепляется за фарфоровые объекты. Здесь отличились Ксения Рошва и Василина Коваленко. Первая художница представила серию «Секретный сад ядовитых наслаждений» со всевозможными экзотическими фруктами. Концепция запретного плода как единственного желанного и самого аппетитного, но недосягаемого играет ключевую роль в проекте Ксении. На первый взгляд, есть ощущение, что флора в серии вполне узнаваема, но при более детальном рассмотрении усиливается навязчивое чувство «чужеродности». Фрукты, похожие на земные, отнюдь не являются настоящими, они будто собраны из фантастического сада Босха.

Максимализм, сюрреализм и прочие -измы: что смотреть на выставке «Всё всегда и сразу» в HSE Art Gallery (фото 13)
Василина Коваленко, работа из фарфора «Babushka», 2024
Максимализм, сюрреализм и прочие -измы: что смотреть на выставке «Всё всегда и сразу» в HSE Art Gallery (фото 14)
Фото экспозиции «Всё всегда и сразу»

Вторая же художница умилила образом бабушки: ваза «Babushka» (да-да, это действительно ваза, присмотритесь к правой руке фигуры) создана специально для цветов, которые люди покупают у пожилых людей в переходе или на улице. Основной месседж изделия Василины — важно помогать друг другу даже в бытовых мелочах. И это нам очень откликается.


Последнее и важное: все произведения на экспозиции имеют ярлычок с экспликацией. Перейдя по QR-коду, узнаете больше об авторе и самой работе, а некоторые даже сможете купить. «Всё всегда и сразу» — это классная возможность открыть для себя новые имена, о которых, возможно, совсем скоро будут говорить на Blazar, Cosmoscow, «Тупике» и других ярмарках, и начать наконец путь арт-коллекционера.

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7