«Пасхалки для памяти»: Анастасия Постригай — о том, как актуальное искусство помогает сохранить и переосмыслить воспоминания
Колумнист BURO. и искусствовед Анастасия Постригай рассказывает, как тема памяти отражается в работах современных художников.
Анастасия Постригай
колумнист BURO., искусствовед, галерист и ректор Академии Op Pop Art
На днях вспомнила, что у родителей хранится моя коробка с сокровищами. Она вся обклеена стикерами из 90-х, а внутри — идеальный набор для воспоминаний: дневники, секретики и две Барби. Наверное, у каждой девочки из 80-х или 90-х есть история про Барби: как разглядывала, как мечтала, как несла с мамой из магазина ту самую куклу. Мне повезло: мама — парикмахер, и кто-то из ее клиентов привез мне первую Барби из Парижа в 1989 году. Для меня такие вещи — возможность активировать воспоминания. Но это далеко не единственный способ вернуться в беззаботное время.
Думаю, по своему опыту знаете, что воспоминания — мощный ресурс. Конечно, они бывают и неприятные, и просто страшные, но, к счастью, мы так устроены, что плохое выветривается с годами. А из хорошего в голове получается приятная картинка прошлого, которого вот в таком идеальном виде и не было, но это уже и не важно. В этот мир так приятно бывает погрузиться, набраться там сил и вдохновения — и снова в реальность. Самая надежная машина времени — запахи. Чувствуете аромат жасмина — и вот вам снова пять, гуляете со старшими по парку и вот-вот наметилось эскимо. Чуть мелькнул где-то в толпе мужской аромат Fahrenheit Dior — приятные воспоминания о первой любви. Но необязательно ждать, когда зацветет жасмин или незнакомец выберет ту самую туалетную воду.
Как галерист и коллекционер, чувствую и вижу, что искусство может работать так же и даже глубже. Оно помогает не только вспомнить что-то очень важное, но и переосмыслить какие-то моменты, о себе самом узнать новое. К тому же не у всех есть такие коробки с сокровищами, как у меня: старые игрушки часто раздают или выбрасывают, памятные вещицы теряются при переездах или просто остаются у родных. А для авторской работы, пускай маленькой, но очень ценной, всегда найдется место в чемодане.
Способов поностальгировать через искусство множество. Например, у каждой эпохи есть определенные детали, которые узнает любой человек этого поколения. Те же Барби, тетрис, VHS и мультики, симпл-димпл или герои аниме. Они врастают в искусство, потому что для художников это тоже важные символы. Более того, в руках мастеров они выкручиваются на максимум. На недавнем вернисаже в Cube Moscow были замечены несколько работ, таких «пасхалок», которые без лишних слов понятны моему поколению и людям чуть постарше или помладше. Например, текстильные работы Эльмиры Сафиной в офлайн-проекте галереи artocratia.ru. Она соединила мультяшек из 90-х с интерьерами того времени. Тогда ведь еще часто на стенах висели ковры от старой обстановки. Получились Дональд Дак и Даффи Дак на вышитых мини-ковриках.
А у Syntax Gallery сейчас выставлены фотоработы Викентия Нилина из серии «Майки»: на них очень родные кадры вроде слегка захламленного, но уютного балкона с велосипедом, и поверх — повторяющаяся надпись «Забудь». Это вызывает очень сильные эмоции, заставляет задуматься о том, что забывать как раз и не хочется.
Ностальгические работы есть еще, например, у Вари Щуки. С помощью 3D-печати она делает те самые вафельные стаканчики с мороженым, с которыми у меня связана история из детства. Когда в третьем классе я подрабатывала в парикмахерской у мамы и подметала там полы, мне платили пять рублей, на которые я могла купить тот самый заветный стаканчик крем-брюле.
А еще Варя делает 3D-анимацию и иллюстрации, и на паре работ я видела у нее белую «шестерку» у гаражей — не злачных, не тех, которыми детей пугали, а идеальных, таких, какими их сделала память. Сама художница мне рассказывала, что у ее папы была такая машина и для нее это очень важный образ из детства.
Такие арт-объекты похожи на капсулы времени, но живые. Артефакты из детства вряд ли станут снова модными, но переосмысление дарит им новую жизнь. Но не только через прямые отсылки искусство работает с прошлым. Я, например, очень люблю картины и керамику Лены Марру. Они и про нежность детства, и про те чудесные моменты, когда мир казался огромным, и про поддерживающие нас в трудный момент руки Господа. Например, на картине «Один и тот же сон» девочка бежит к дому, как обычно бегут дети после прогулки на обед, когда бабушка позовет. Но этот дом здесь изображен в другом измерении. Это не только тот дом, откуда мы родом, это дом, в который мы придем однажды, и в девочке себя может увидеть каждый зритель. Причем художница использует специальную технику, которая передает зыбкость воспоминаний: она пишет картины акрилом по хлопку, и видна на самом деле изнаночная сторона изображения. А керамические шкатулки Лены Марру будто бы просто придуманы для того, чтобы хранить в них камушки, перышки и ракушки с прогулок, детские колечки и другие вещицы, которые сами по себе ничего не стоят, но им нет цены.
Настоящее искусство и создано для того, чтобы внутри что-то поменялось, чтобы люди задумались. И не только красота, но и правильные вопросы — в глазах смотрящего. Поэтому иногда бывает даже не так важно, действительно ли художник ожидал, что его работа станет для кого-то ностальгической. На картине может быть исторический сюжет или вообще абстракция, но зритель считает какой-то свой смысл, увидит отсылку к своему опыту, почувствует в цветах и формах эмоцию и заглянет в какие-то сокровенные закоулки воспоминаний. И в этом смысле интересны картины Марии Джонас Фарел, чье творчество — буквально живописный эскапизм. Автор пишет абстракции с игрой света и форм, и получается очень продуманный фантастический мир, где фигуры — настоящие персонажи, которые смотрят друг на друга или меняются прямо в моменте. И в этих формах могут оживать воспоминания: воздушные змеи, первые увиденные в жизни медузы, тающее на солнце мороженое в виде плавящихся кристаллов. Получается, художник воплощает фантазию, а зритель может увидеть в ней зеркало для эмоций и ассоциаций. И никто не будет говорить, что автор хотел сказать что-то другое.
Теплые воспоминания, если не перебарщивать и не зацикливаться, — очень важная штука. В сложные дни в них можно найти убежище, а в обычной жизни они, конечно, добавляют света. И поддерживать связь с этим «облаком» можно через искусство, а как именно — уверена, подскажет сердце.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7