Что нужно знать о ярмарках современного искусства Frieze и FIAC
Различия и сходства знаковых мероприятий — в интервью с Александром Бланарем и Юлией Белоусовой
Мы продолжаем следить за современным искусством не только в музеях, но и на торгах. Вслед за ярмаркой Art Basel Buro 24/7 рассказывает и о других крупных мероприятиях — лондонской ярмарке Frieze и парижской ярмарке FIAC. Обе ярмарки традиционно становятся главными осенними мероприятиями в мире искусства — под конец сезона мы подводим итоги. Чем действительно они различаются и какую выбрать, если хочется успеть все, — узнаем в нашем интервью с экспертом аукционного дома Phillips Александром Бланарем и независимым берлинским куратором Юлией Белоусовой.
— С чем исторически связано появление FIAC и Frieze?
Юлия Белоусова: Наряду с Art Cologne и Art Basel в Базеле FIAC является одной из первых ярмарок на рынке современного искусства. С 1974 года FIAC cместила акцент с искусства на дизайн и фотографию. Однако со временем она вернулась к изначальной репрезентации галерей, а в последние годы была расширена дополнительными кураторскими проектами и престижной премией для молодых художников Marcel Duchamp. В свою очередь Frieze быстро стартовала в Лондоне в 2003 году, моментально зарекомендовав себя любимицей в календарях европейских коллекционеров. Успеху способствовали стратегическое положение Лондона как одной из мировых столиц на рынке современного искусства и тот факт, что ярмарка была создана издателями успешного одноименного журнала с большим охватом.
Юлия Белоусова: Grand Palais — Большой дворец — площадка, исторически связанная с искусством. Построенный в 1897 году, дворец изначально был задуман как выставочное пространство во времена, когда отсутствовало электричество. Этот факт, пожалуй, является определяющим для всего тона ярмарки FIAC. Яркий и в то же время мягкий дневной свет, падающий через стеклянную крышу, придает произведениям искусства некую дополнительную привлекательность, а поход по ярмарке напоминает прогулку. Арт-профессионалы неспешно собираются под куполом здания, обсуждают продажи и рекорды предшествующей Frieze и музейные выставки в Париже. Плюс здания — в его локации, четком разделении секторов более молодых и исторических галерей по этажам, в нескольких входах, внутренних ресторанах и кафе на террасе. Напротив — Petit Palais, мой любимый secret spot на тот момент, когда устал от ярмарки и хочется минутки уединения и идиллии в окружении прекрасного, во внутреннем садике с кафе и Wi-Fi.
Frieze раскинулась в парке Regent's Park на северо-западе Лондона, в 20 минутах ходьбы от Мэйфейр. Frieze Masters, выставляющая на продажу работы музейного уровня, всего в 15 минутах пешей ходьбы через парк. Как альтернатива — мгновенная поездка на организованном шаттле. Здесь сразу чувствуется, что время — деньги, и каждая минута на счету. Тент, специально спроектированный под ярмарку, идеально организован и оборудован, но создает чувство эфемерности, непостоянства и как будто торопит: «давай, покупай, скоро меня не будет». Он менее уютен, если сравнивать с FIAC, более тесные стенды, разделен на пять секторов, в которых легко потеряться, а поток посетителей не прекращается. По аналогии с планами самих городов парижская ярмарка имеет радиальное расположение «улиц», а лондонская — «прямоугольное».
— Есть ли отличия в пулах представленных галерей?
Александр Бланарь: На самом деле FIAC и Frieze не очень сильно отличаются списком галерей-участниц. Поэтому с прошлого года расписания ярмарок были немного изменены, чтобы галеристы могли немного передохнуть и спокойно подготовиться к парижской ярмарке после лондонской. Раньше события шли впритык друг за другом, что было удобно для посетителей: приехал в Лондон, оттуда сразу в Париж. Ярмарки скорее отличаются посетителями: американцы очень любят приезжать за искусством именно в Париж.
Юлия Белоусова: Как Frieze, так и FIAC, являются ярмарками глобального порядка, и обе считаются главными осенними событиями на карте мировых арт-мероприятий. Список галерей пересекается и насчитывает порядка 170 участников. В Лондоне больше локальных и американских галерей, в то время как в Париже шире представлены французские участники. Это обусловлено тем фактом, что любая ярмарка для молодой галереи связана с большими затратами на аренду, транспортировку и страховку и означает финансовый риск, благо представленные авторы и их работы сравнительно «недорогие» и могут не окупить участие. FIAC включила пять галерей дизайна, включая пионеров Galerie Partick Seguin и Laffanour, который удачно обогатил ярмарку. Стоит отметить инициативу Lafayette на втором этаже, где участвуют молодые галереи, выбранные комиссией и аренда для которых проспонсирована одноименной сетью универмагов. Достоинство данной секции в том, что галереи с хорошей программой, вопреки недостаточным финансовыми средствам, могут выиграть участие. Эта та часть площадки, где собирается наибольшее количество кураторов и директоров музеев в поиске новых талантов.
Обязательна к посещению Paris Internationale, сравнимая по программе с созданной два года назад Элизабет Ди Independent Brussels в Брюсселе. Свежее, молодое, доступное искусство, прекрасный выбор галерей и высокое качество работ. Если на Frieze и FIAC имена авторов арт-публике хорошо известны, благо галереи при порядке цен на участие не идут на риск, новые ярмарки привлекают гостей новыми именами и проектами.
— Эти ярмарки скорее можно назвать местными, как Viennacontemporary, или глобальными, как Art Basel?
Александр Бланарь: И Frieze, и FIAC можно скорее сравнить с Art Basel — по галереям-участницам, коллекционерам, которые приезжают и покупают, параллельной и VIP-программам. У Viennacontemporary другой фокус, другие галереи, что поставило ее в расписание важных коллекционеров. Ведь очень много глобальных ярмарок с одним списком галерей тоже быть не должно. Здесь важно разнообразие.
— Что-то принципиально новое вы открыли для себя на обеих ярмарках? Какие главные тенденции?
Александр Бланарь: Как уже писали в статье на Artnet, главная тенденция — искусство не на продажу. Точнее не для всех. Так, в галерее Lisson на Frieze мы поинтересовались работой Ли Уфана, и нам сказали, что ее отдают только в музейную коллекцию. И, видимо, таких произведений на обеих ярмарках было много — продавали только в музеи или в известные публичные коллекции.
Новое для себя я открыл скорее в параллельных событиях — меня покорили ярмарка Paris International и выставка Камиль Анро в Palais de Tokyo в Париже. В Лондоне — проект галереи Lisson «Everything at once» в честь 50-летия галереи. В пространстве 180 Strand можно было увидеть произведения 24 художников, среди которых Марина Абрамович, Ай Вейвей, Кори Аркангел, Аниш Капур и многие другие. А по соседству в это же время проходила маленькая выставка одного из моих любимых художников Джереми Шоу. Если говорить конкретно о ярмарке, то я открыл для себя новую галерею Emalin, которая участвовала в Paris International и Frieze. На ярмарке в Лондоне они сделали соло-стенд Евгения Антуфьева, и он вызвал фурор у посетителей.
Юлия Белоусова: Предшествующие Венецианская биеннале и Documenta, как обычно, задают тон и спрос на художников, чьи работы были представлены на мега-выставках, — среди них Мириам Кан, Камилла Хенрот, Дженни Хользер, Питер Хелли. Ар брют, арте повера по прежнему пользуются спросом на вторичном рынке, как и Баскиа, Фонтана, Боэтти, Кальдер, Пикассо, Дюбуффет, Джозеф Альберс. Из молодых в тренде Остин Ли, Донна Хуанка, Гарольд Анкарт, Келвин Маркус.
— Если бы у вас была возможность выбрать только одно мероприятие, вы бы отправились на Frieze или FIAC?
Александр Бланарь: Я бы долго сомневался и переживал по этому поводу, но все же выбрал Frieze. В этом году мой фаворит FIAC — понравились и стенды галерей, и атмосфера, и выставка галереи Perrotin в Музее охоты и природы. Но Лондон — это Лондон. Здесь представлено больше галерей, здесь во время Frieze проходят одни из лучших аукционов современного искусства, здесь просто больше всего.
Юлия Белоусова: Анджела Картер писала, что у городов есть пол, у Лондона он мужской, у Парижа —женский. В другом рассказе она писала, что некоторые города — женщины, и их надо любить, другие — мужчины, которыми нужно восхищаться или же торговать с ними. Мне кажется, этим все сказано. Лондон — шумный, быстрый и веселый. Бессонные ночи в Chiltern's Firehouse и звон монет. Париж — для неторопливых прогулок под осенним солнцем в сторону Гран Пале и долгих ужинов с вином. Идеальное место, после того как вы устанете от Frieze.
— На какую ярмарку проще пройти отбор галереям-новичкам, в том числе российским?
Александр Бланарь: У каждой ярмарки — не только у Frieze и FIAC — есть специальные секции для молодых галерей. С хорошими и качественными работами шанс есть на каждой ярмарке, тут главное — четко определить, кто твой покупатель, почему тебе важна та или иная ярмарка, тот или иной город. И начинать все же стоит не с таких глобальных ярмарок: очень сложно громко заявить о себе рядом с галереями Thaddaues Ropac, Gagosian, Lisson, White Cube и David Zwirner.
Юлия Белоусова: Поговаривают, что FIAC несколько менее конкурентна для молодых галерей, нежели Frieze. Отбор комиссии зависит от программы галереи и ее возраста. Участие на лондонской ярмарке престижнее, но новичкам дают площадки в самом конце длинной цепочки из букв от A до E и секторов, до которых не каждый доходит. Париж предоставляет большую площадку и интересен прежде всего приезжающими на ярмарку кураторами и музейными представителями. Лондон отличает коммерческий аспект, в то время как Париж больше заинтересован в содержании.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7