«Без первой покупки не почувствовать драйв»: Анастасия Постригай — о важности дебютного шага в создании коллекции
Колумнист BURO. и искусствовед Анастасия Постригай рассказывает, почему тонкостям коллекционирования не научиться «на берегу».
Анастасия Постригай
колумнист BURO., искусствовед, галерист и ректор Академии Op Pop Art
Российский арт-рынок, скажем деликатно, очень камерный. А рассказывать о нем все равно можно бесконечно: есть и свои подводные камни, и возможности для инвестирования, и сегменты для создания недорогой, но очень осмысленной коллекции для души. Но есть такой нюанс, знаете, как с плаванием. Одно дело — рассказывать о правильных движениях ученику, который уже находится в воде. Другое дело — когда он сидит за столом и слушает, подперев щеку рукой. Думаю, вы поняли, на что я намекаю: по-настоящему почувствовать драйв и начать развиваться в коллекционировании нельзя без самого первого шага — дебютной покупки.
С первого приобретения начинается любая хорошая история в коллекционировании. Даже о по-настоящему великих собраниях остались кое-какие подробности. Например, Павел Третьяков в 1856 году в возрасте 24 лет купил первую картину — это была «Стычка с финляндскими контрабандистами» художника Василия Худякова. В 1901 году Иван Морозов начал с этюда пейзажиста Мануила Аладжалова «Осень» (по другой версии — с одной из картин Исаака Левитана).
Консультируя клиентов, вижу, что новички часто вроде бы и мечтают наконец-то купить первую работу для коллекции, но не решаются, беспокоятся, сомневаются. И это нормально, особенно если не просто вариться в своих мыслях, а ходить на выставки, общаться с людьми в теме, изучать, каких художников представляют ключевые галереи. Тем более чем дольше мы готовимся к чему-то, тем выше в глазах значимость события, хочется, чтобы все было идеально.
Недавно издание Cultured выпустило любопытный обзор, в котором собраны блиц-интервью с арт-консультантами. Их среди прочего спросили, какие самые крупные ошибки обычно совершают новички. Эксперты подметили и стремление покупать крупные имена без учета ценности конкретной работы, и импульсивность, и отсутствие ресерча. А Ральф Делюка сказал изданию, что вообще готов серьезно говорить о покупках с начинающим коллекционером только после того, как тот минимум полгода будет ходить и смотреть, каким бывает искусство. Но это еще с поправкой на масштабы западного рынка и куда более высокий уровень цен даже на работы молодых художников.
Расчет расчетом, но на вопрос «Сколько может потребоваться времени на принятие решения о покупке?» ответы все равно довольно романтичные, в том числе о любви к произведению, о приходящем с опытом понимании своих желаний. И в этом сложно не согласиться с коллегами. Конечно, и насмотренность важна, и внимание к качеству работы и к самой персоне художника. Если у коллекционера есть искусствоведческая база — вообще замечательно. Но если покупать искусство без всяких чувств и эмоций, в чем тогда смысл?
Российский рынок современного искусства, можно сказать, на любви и держится — любви еще пока небольшого числа коллекционеров, которые готовы поддерживать авторов рублем. И порог входа в России сравнительно небольшой: если у вас есть несколько тысяч рублей в свободном распоряжении, вы уже вполне можете позволить себе хорошую тиражную работу или оригинал книжной иллюстрации, а за несколько десятков тысяч — и актуальное живописное произведение.
Коллекционирование — это путь развития. Мало кто может сказать, что его вкус от первой до 50-й покупки никак не изменился. Так что не рекомендовала бы думать о дебютном приобретении как о вещи, которая должна нравиться и через десять лет. Главное, что она нравится прямо сейчас, что сердце от нее чаще забилось. Если концепция поменяется, ничего страшного: можно подарить работу кому-нибудь или продать. А в моменте вы и опыт приобретете, и почувствуете, что это за удовольствие — обладать искусством. Заодно поддержите художника, подарите ему веру в то, что он делает что-то важное.
У меня по-разному складывались отношения с работами, которые когда-либо были в коллекции. Осознанно первый раз купила произведение искусства в Париже — это была литография Марка Шагала. Помню, какой трепет тогда испытывала. Но через четыре года продала ее — и совсем не жалею. Просто со временем почувствовала, что эта работа больше не про меня и не про мою коллекцию. И не один такой случай был: несколько произведений осознанно купила, и спустя пару лет их уже не было в коллекции. Более того, мне даже стыдно сказать, что они у меня были. Вот так быстро их переросла и поняла, что они не вписываются в мою концепцию. А есть вещи, с которыми не расстанусь ни за что. Например, работа Артура Кривошеина — подарок мужа на день рождения — или картина Лены Марру, которую я вижу каждый день, она висит у меня в спальне. Так что на опыте могу сказать: только со временем будет понятно, станет ли для вас купленное произведение родным.
Кстати, спустя много лет очень интересно проанализировать свой первый шаг. Коллекционер Антон Козлов спросил у опытных и известных коллег, что бы они не покупали, если бы начали собирать произведения искусства прямо сейчас. И по ответам видно, как по-разному все развиваются, расставляют приоритеты. Сергей Лимонов, например, предпочел бы отказаться от количества в пользу нескольких шедевров. Екатерина Лапшина, по ее словам, избегала бы вторичных работ с большим именем. А вот Денис Химиляйне и Наталья Коренченко в самом пути развития видят большую ценность и не меняли бы ничего.
Смотрю на арт-рынок с разных сторон одновременно — как галерист, искусствовед и коллекционер. И очень хочется, чтобы российское искусство процветало и разрасталось, а нас, коллекционеров с самыми разными взглядами и интересами, стало больше. Так что желаю, если вынашиваете идею о собственной коллекции, найти ту самую работу, с которой начнется большая и важная история.
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7