Поиск

T

Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове»

Ноябрь выдался щедрым на громкие выставочные проекты, но личный арт-список редакции BURO. венчает «Русское невероятное» в Центре «Зотов». Экспозиция, на которой можно по соседству увидеть работы Ильи Кабакова, Игоря Шелковского, Эрика Булатова, Виктора Пивоварова и десятков других, не побоимся сказать, великих художников, открывается в эту пятницу, 22 ноября. А пока на правах информационного партнера приглашаем вас на импровизированное превью по ее разделам.

ПОЧЕМУ «РУССКОЕ НЕВЕРОЯТНОЕ» СТОИТ УВИДЕТЬ?

Выставку «Русское невероятное» «Зотов» готовили с особой тщательностью — проект пришелся аккурат ко второму дню рождения Центра. Кураторская группа в лице Анны Замрий, Татьяны Шулики, Андрея Чернихова и Александра Ермолаева предлагает исследовать феномены в культуре, которые нашли отражение в методах конструктивизма, а еще ответить на вопрос: почему это художественное явление родилось именно в России и получилось таким противоречивым? Произведения отечественного искусства от Средних веков до наших дней — древнерусскую живопись и кинетизм, конструктивизм и нонконформизм, авангард и современное искусство — уместили в десять разделов: «Безмерно», «Навеки», «Вот-вот», «Посреди», «Живо», «Ввысь», «Лихо», «Неудержимо», «Запредельно», «Вопреки». Рассмотрим каждый из них пристальнее.

«БЕЗМЕРНО»

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":250,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«БЕЗМЕРНО»

Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 1)
Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 2)

Сергей Шаблавин, «Москва», 1989–1990. Собрание Московского музея современного искусства

Бескрайнее необозримое пространство, отсутствие видимых границ, своего рода горизонтальная бесконечность формируют русский ландшафт. Сложность выживания человека и его способность к деятельности в условиях риска сформировали привычку надеяться на удачу — отсюда и всем знакомый «авось». Пространство формирует модель мира, а отсутствие у него четких очертаний приводит к абстрактному мышлению и надежде на то, что «все как‐то само обойдется и сбудется». Последствия противоречивы — от бессмысленного подковывания блохи до планетарных намерений русского авангарда.

Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 3)
Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 4)
{"points":[{"id":7,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":9,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":8,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 5)

Георгий Нисский, «Над снегами», 1960. Русский музей, Санкт-Петербург

Группа «Коллективные действия», «Лозунг-1977», 1977. Предоставлено Андреем Монастырским, Москва 

«БЕЗМЕРНО»

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":250,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«НАВЕКИ»

Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 6)
Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 7)
Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 8)

Николай Суетин, «Женщина с пилой», вторая половина 1920-х. Русский музей, Санкт-Петербург

Красил Макар, «В сумерках», 2020. МИРА коллекция, Москва

Время — важнейший аспект модели мира, характеристика длительности существования, ритма, темпа, последовательности, координации смены состояний культуры в целом и ее элементов, а еще их смысловой наполненности для человека. Одновременно это понятие чрезвычайно абстрактное: время невидимо, неслышимо, неосязаемо. Как отмечал Антон Чехов, «русский человек любит вспоминать, но не любит жить»: он гораздо комфортнее ощущает себя в прошлом, чем в настоящем, и еще, конечно, он живет будущим, рисуя в нем образ запредельно прекрасной, идеальной жизни. Время способно сжиматься, замедляться, растягиваться, останавливаться и даже разрываться. А еще оно помогает нам преодолеть случайное и проявить устойчивое — то, что человечество проносит сквозь века и что станет вневременным, то есть вечным.

Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 9)

Виктор Пивоваров, «Длинная-длинная рука», 1972. Русский музей, Санкт-Петербург

«БЕЗМЕРНО»

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":250,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Вот-вот»

Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 10)

Порыв — это внезапное усиление какого-либо действия (будь то ветра или души). Среди синонимов слова обнаруживаем поэзию самого разного движения: тяготение, устремление, напор, вспышка, шквал, запал, подъем, энтузиазм. Время от времени стремление к переустройству жизни приобретает форму творческого порыва — попытки выйти за рамки привычной нормы. Порывы приводят к прорывам, за которыми — тенденция к прокладыванию нового пути и установка на осуществление недостижимого идеала, поиск правды. Характерным примером такого прорыва и стал конструктивизм.

Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 11)
Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 12)
Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 13)

Михаил Матюшин, «Геометризация пространства (Кристалл)», 1918–1919. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Илья Кабаков, «Пейзаж с горным озером (Пейзаж с одеждой)», 2006. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Владимир Стерлигов, «Вознесение. Геометрическая композиция», 1967–1969. Собрание Московского музея современного искусства

«БЕЗМЕРНО»

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":250,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«посреди»

Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 14)

Особенность чувственного опыта, преобладающего среди бескрайнего русского ландшафта, — постоянная потребность в принципиально новом, что порождает стремление активно перенимать чужое. С этим тесно связано расширение ментальности до общемирового масштаба: XX век — время, пронизанное индивидуалистическими претензиями на всеобщность. Основной парадокс творческого мышления конструктивизма — странный контраст концептуальной сложности мысли с семантической простотой порождаемых ею форм. Ясно прослеживается и тенденция к переходу от начальных рассуждений об абсолютной свободе личности, обитающей внутри «конструктивистского проекта», к ее абсолютной покорности и подчиненности судьбе (запроектированной конструктивистами). Оказывается, что человек-индивид вследствие своей «малости» может быть легко упразднен, а ареал распространения отчужденного мира расширяется до абсолютных размеров. В центр всего помещается идея, обладающая своим гравитационным полем, притягивающим и подчиняющим, закручивающим все и всех вокруг себя. Однако, если попытаться заглянуть в центр Всего, то вполне может оказаться, что мы там обнаружим великое Ничто, Ноль-объект Казимира Малевича, Даниила Хармса, Тимура Новикова, Ильи Кабакова.


Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 15)
Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 16)

Александр Самохвалов, «Головомойка», 1922–1923. Русский музей, Санкт-Петербург

Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 17)
Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 18)

Франциско Инфанте, «Точка в своем пространстве», 1964–1976. Музей AZ, Москва

Аня Желудь, «Ничто», 2006. Коллекция Антона Козлова, Москва

Роман Сакин, «Пустота», 2017. Коллекция Антона Козлова, Москва

«БЕЗМЕРНО»

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":250,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Живо»

Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 19)

Еще до становления конструктивизма как метода организации жизни левые художники и идеологи заявляли в манифестах о «тяготении к конструкции» и о том, что «мир должен быть организован». Вдохновение диктовал сам ХХ век — эпоха новых машин и изобретений. Но машина рациональна, не обладает волей, а следовательно, механически организованное пространство конечно. Авангард же стремился покорить и подчинить себе четвертое измерение — время. Творцов интересовала сама возможность познания, исследования и отображения мира. Именно поэтому они искали способы проникновения в тайны вещей, их свойств, не ограничиваясь лишь внешней формой. И поскольку это нельзя было сделать механически, необходимо было найти сам принцип жизнестроительной силы. Точкой отсчета стала некая изначальная сжатая и чистая форма, которая содержит программу, заложенную художником и провоцирующую вечную жизнь творения. Фокус внимания смещается с конечного результата на процесс организации формы — ее изменение, рост, преобразование. Павлу Филонову, Велимиру Хлебникову, Ивану Леонидову, Якову Чернихову удается увидеть прошлое и будущее форм одновременно, проследить их эволюцию, совершить переход от механически организованного пространства к органически созданному.


Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 20)

Елена Губанова, Иван Говорков, «Движение символа», 1991. Русский музей, Санкт-Петербург

Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 21)

Александр Гронский, «Без названия», из цикла «Схема», 2017. Частная коллекция Дениса Химиляйне, Москва

Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 22)

Павел Филонов, «Без названия», 1923. Русский музей, Санкт-Петербург

«БЕЗМЕРНО»

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":250,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«ввысь»

Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 23)
Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 24)


Александр Лабас, «Летят», из серии «Авиация», 1979. Ярославский художественный музей  

Первые десятилетия ХХ века можно смело считать эпохой взрыва научного творчества и глубокого изменения картины мира. Такие изменения с неизбежностью должны были отразиться на художественном сознании. Традиционная модель вселенной с ее незыблемыми гармониями движения, масс, сил и бесконечным однородным пространством начинала разрушаться под действием космологии новейшего времени. Мотив воздухоплавания иллюстрирует возникшую авиационную лихорадку и научно-технические достижения рубежа веков в области аэродинамики, а еще наглядно подтверждает, что часть — человек / машина — может быть оторванной от целого — земли — и существовать сама по себе, нарушая при этом все законы логики. В недрах русского искусства зародились авангардные, решительно порвавшие с «земной предметностью» течения: абстракционизм, лучизм, супрематизм. В них последовательно провозглашался «чистый космизм» восприятия, а объявленная устаревшей и «мифологической» сюжетная основа предыдущей живописи радикально отрицалась. В творчестве авангардистов «мир науки» шел на смену «миру искусства». Художники обратили взор ввысь.

Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 25)

Александр Лабас, «Дирижабль и детдом», 1930. Русский музей, Санкт-Петербург

Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 26)
Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 27)

Александр Лабас, «Город будущего», 1935. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

Соломон Никритин, «Городской пейзаж с каркасом здания», 1942. Государственная Третьяковская галерея, Москва

«БЕЗМЕРНО»

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":250,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Лихо»

Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 28)
Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 29)

Неизвестный фотограф, «Малевич на смертном одре», 1935. МИРА коллекция, Москва

Глубинные черты русского мировоззрения и характера — ощущение непредсказуемости жизни и невозможности ее логического и рационального осмысления, пассивность и фатализм в парадоксальном сочетании с удалью, склонностью «плыть против течения» и тенденцией к крайностям («все или ничего», «пан или пропал»). Русский абсурд являет себя как на уровне психологии художника-творца, так и на уровне поэтики искусства вообще. Развертывание идеи в сторону абсурда — процесс, который не всегда зависит от воли автора и его изначальных намерений: одержимый своим замыслом, творец продолжает упорно двигаться к цели, не чувствуя, что уже перешел границы здравого смысла.

Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 30)
Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 31)

Иван Фомин, «Проект Монумента революции», 1921. Музей архитектуры им. А. В. Щусева, Москва

Игорь Макаревич, «Избушка Малевича», 2004. Собрание Московского музея современного искусства

Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 32)

Юрий Аввакумов, «Черный костяной мавзолей. Посвящается архитектору Щусеву», 2008. Предоставлено автором, Москва

«БЕЗМЕРНО»

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":250,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Неудержимо»

Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 33)

В русской культуре прослеживается характерная тяга к абсолюту, когда в стремлении к реализации идеи, личной (или общемировой) утопии автор был готов идти до конца, до полного самоотречения, двигаться вперед с ощущением пророческой миссии. Не знающая меры русская артистическая удаль входит порой в конфликт со здравым смыслом, делая непреодолимым разрыв между мечтой и действительностью, масштабом утопии и реальными обстоятельствами, в которых она сочиняется. Данила-мастер задумал изваять Каменный цветок, красоту которого не смог бы понять и оценить ни один человек, Царь-пушка не была предназначена для стрельбы, изначально являясь своего рода символом — как бы мы сегодня сказали, арт-объектом, — и таким же арт-объектом стал никогда не звонивший Царь-колокол. В каждом — поиск сверхсмысла, сверхидеи, сверхмеры. Люди и сами не в состоянии эту безмерность объять, но с удовольствием в нее погружаются.


Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 34)
Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 35)

Виталий Комар, Александр Меламид, «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью!», 1972–1990. Коллекция Антона Козлова, Москва

Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 36)

Неизвестный автор, макет первого искусственного спутника Земли, до 1994. Музей космонавтики, Москва

Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 37)

Эрик Булатов, «Вверх — вниз», 2012. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва

Павел Голубятников, «Крыши. Этюд», 1926. 

Нижнетагильский музей изобразительных искусств

Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 38)

Кузьма Петров-Водкин, «Фантазия», 1925. Русский музей, Санкт-Петербург

«БЕЗМЕРНО»

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":250,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Запредельно»

Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 39)

Бесконечность космоса была важнейшей темой и для художников русского авангарда, когда зарождались идеи космических полетов, и для искусства 1960-х, когда началось время практической космонавтики. С «полетами во сне и наяву» связаны представления о недостижимом идеале свободного существования в рамках общества и морали. В позднем СССР причудливым образом соприкасаются настоящие открытия в области астронавтики с квазинаучными откровениями, а философские идеи русского космизма — с космосом реальным. Парадоксально: космическое оказывается предельно близким, помещается в пространство советской кухни и гостиной. Космос воспринимается как выход из идеологической клаустрофобии или становится воплощением в искусстве неомодернистского мифа, как в инсталляции Ильи Кабакова «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» (1985). Накануне конца истории «советского невероятного» счастливому обладателю богатого внутреннего мира не хочется никуда лететь — ему вообще не хочется смотреть вверх или вперед, выходить из квартиры, а единственным символом его отношения к космосу остается размещенная на потолке люстра Чижевского, произведенная в 1990 году на заводе «Элеон» и якобы излучающая полезные для здоровья аэроионы.

Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 40)
Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 41)

Владислав Мамышев-Монро, «Константин Циолковский с дочерью», из серии «Сказки о потерянном времени», 2001. Частная коллекция Дениса Химиляйне, Санкт-Петербург

Петр Беленок, «Активное пространство», 1977. Музей AZ, Москва

Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 42)

Кирилл Лебедев (Кто), «Звездное небо внутри нас, моральный закон где-то рядом”, 2017. Частная коллекция Дениса Химиляйне, Москва

Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 43)

Франциско Инфанте, артефакт из цикла «Легкие пространства», 2017. Музей AZ, Москва

«БЕЗМЕРНО»

{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":250,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Sine.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

«Вопреки»

Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 44)

Так сложилось, что полеты, особенно самые яркие и прорывные, зачастую заканчивались либо крушением воздушного судна, либо постановкой летательного аппарата на «вечную» стоянку в ангаре. После этого наступает период затишья, когда эксперименты забываются, стихи и картины пишутся «в стол», а жизнь становится тихой. Во время внешней пассивности происходит внутреннее, бессознательное брожение психики, ярким проявлением которого становится архетип «лежания на печи». Он, с одной стороны, высмеивается в русских сказках, а с другой — становится непременной основой будущих подвигов и экспериментов. Нельзя назвать это ленью: русский человек трудолюбив, в моменты кажущегося безделья он, на самом деле, что-то интенсивно и упорно делает, но результат его труда неочевиден и тонок. И это «что-то» — усовершенствование души. Как известно, все, что в России должно быть сделано, делается само, не благодаря, а вопреки. Летчик Лев Мациевич 24 сентября 1910 года пытался подняться на рекордную высоту на самолете Farman IV. Через восемь минут после взлета аэроплан разломился пополам, а Мациевич разбился, упав с высоты около 400 метров. Среди свидетелей страшного события оказался актер и бывший акцизный чиновник Глеб Котельников. Под впечатлением от аварии он стал изобретателем и два года спустя подарил миру опытный образец ранцевого парашюта, чем спас жизни не одному поколению пилотов. Первопроходцы, которые идут на риск несмотря на и вопреки, вдохновляют лететь за мечтой, даже если это небезопасно. Ведь потом обязательно будут те, кто «оценит, поймет и подхватит». Мы движемся по кругу, но этот круг переживет всех.


Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 45)

Эрик Булатов, «Свобода есть свобода», 1997–1998. Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва

Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 46)
Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 47)

Алина Глазун, «Без названия», 2022. Коллекция Антона Козлова, Москва

Виталий Комар, Александр Меламид, «Идеальный лозунг», 1972–1990. Коллекция Антона Козлова, Москва

Лихо, живо и запредельно: шагаем по разделам выставки «Русское невероятное» в «Зотове» (фото 48)

Юрий Походаев, «В полете», центральная часть триптиха, 1985. Музей космонавтики, Москва

false
767
1300
false
false
true
{"width":1080,"column_width":142,"columns_n":6,"gutter":45,"margin":0,"line":20}
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: Helvetica; font-size: 16px; font-weight: normal; line-height: 24px;}"}