«В условиях неизбежных перемен опорой может стать любовь»: режиссер Анна Гусева — о спектакле «Мистерия про это»
О труппе musicAeterna Dance с пропиской в петербургском Доме Радио знает каждый, кто следит за современным танцем в России. Чтобы сдуть с хореографии пыль элитарности и познакомить большее количество людей с проектами, которые влюбляют в пластический театр не меньше, чем в драматический, пообщались с Анной Гусевой — художественным руководителем MA Dance и режиссером танцевального спектакля «Мистерия про это», который уже 13, 14 и 15 ноября (советуем сразу внести в культурные планы) идем смотреть в Центр «Зотов».
«МИСТЕРИЯ ПРО ЭТО» — ЭТО ПРО ЧТО?
Танцевальный спектакль-фантазия «Мистерия про это» создан специально в рамках выставки «От утопии к театру» к 150-летию Всеволода Мейерхольда. Новый совместный проект Центра «Зотов» и musicAeterna Dance эхом доносится из 1918 года и отсылает к постановке «Мистерия-буфф», которая сильно опередила время благодаря супрематическим декорациям Малевича, новаторской режиссуре Мейерхольда и плакатному тексту Маяковского. Авторы же «Мистерии про это» создали не просто оммаж, а продолжение размышлений на темы, заданные в пьесе: герои ищут в новом мире место любви и личности.
Тизер спектакля «Мистерия про это»
Анна, вы подобрались к режиссуре не сразу. Не будем повторять интервью коллег и сразу расскажем читателям бэкграунд: были актрисой, художником, стилистом. Расскажите в хронологическом порядке, что побуждало оставлять каждое из этих направлений деятельности?
Постоянно нахожусь в одной из двух фаз: в первой понимаю, что пора пробовать новое, а во второй чувствую перенасыщение. В юности считала, что для меня не существует ничего, кроме профессии актрисы. Развивалась в ней с восьми лет, но затем возник вопрос: а могу ли я делать что-то другое? У меня была работа, кастинги, агент, но я ушла из этой сферы с желанием узнать, что еще существует для меня в мире. Эта страсть мотивировала двигаться вперед.
К режиссуре я пришла через работу на съемочных площадках в разном качестве, через участие в выставках и работу художником по костюмам: у меня была своя команда стилистов, манифест, идеология. Некоторое время назад появилась возможность заняться проектами в сфере оперного театра, и стало понятно, что нужно выбрать что-то одно, потому что делать два дела одинаково хорошо невозможно. Я выбрала театр.
Анна Гусева. Фото: Алексей Костромин
На выработку собственного видения, эстетики, стиля требуется время, и весь мой предыдущий опыт стал своего рода пазлом, из которого сложилась моя внутренняя форма режиссера. В этой деятельности вижу огромный потенциал. А еще она удовлетворяет мою жажду к переменам. Кроме того, возможности, которые дает режиссерская профессия, практически безграничны: можно развиваться в самых разных направлениях, масштабировать задачи и результат, всегда пробовать что-то новое — и это бесконечно вдохновляет.
Главный мой проект сейчас — musicAeterna Dance, танцевальная труппа, которую я обожаю. Прежде склонялась к проектной работе, но теперь появился стимул создавать нечто значимое на длительной дистанции и видеть перспективу. musicAeterna Dance не только дает возможность творческой самореализации, но и позволяет углубиться в маркетинг, управление командой, стратегическое планирование. Кроме того, я поставила несколько оперных спектаклей на Дягилевском фестивале и готовлюсь к созданию новой постановки на одной из крупнейших оперных сцен России.
Анна Гусева. Фото: Алексей Костромин
Как бы описали проект musicAeterna Dance своими словами? У меня так много знакомых, которые никак не доберутся до Дома Радио, потому что считают, что musicAeterna в целом нечто совершенно элитарное и «не для всех». Можете разбить этот стереотип?
В некотором смысле современное искусство и можно назвать элитарным. Скажем, на главной площади в День города мы вряд ли будем показывать contemporary dance или исполнять экспериментальную музыку (улыбается): там нужно качественное, но развлекательное и доступное шоу. Мы все-таки делаем другие проекты. Дом Радио — такое место, где не просто воспроизводятся какие-то популярные, известные форматы, а создается нечто новое: сложное, не всегда сразу понятное, иногда спорное, но прежде не существовавшее. Это, конечно, заслуга Теодора Курентзиса — художественного руководителя и вдохновителя Дома радио. Суть его эстетики — в поэтическом переосмыслении повседневности. Это та мечта, за которой мы все сюда пришли, которой очень не хватает в жизни. Редкий, на самом деле, опыт. Поэтому хочется не возводить его в ранг элитарности, а, наоборот, привлечь к нему больше людей. Это альтернатива, которая доступна каждому.
А что отличает musicAeterna Dance от других танцевальных компаний?
Уникальность musicAeterna Dance в том, что этот коллектив — неотъемлемая часть Дома радио и его идеологии, основанной на поэтическом переосмыслении реальности. С точки зрения структуры и организационных принципов создавали проект по примеру международных танцевальных компаний. Но отличает его то, что в основе концепции труппы лежит междисциплинарный подход. Мы работаем с хором musicAeterna, современными композиторами, которые пишут специально для нас музыку, исполнителями, которые вместе с нами ищут новые способы выразительности во всем: пластике, звуке, свете. Очень увлечены целью возродить древнегреческую идею мусических искусств — единства поэзии, танца и музыки. Нам вообще интересен синтез как суть творческого процесса: используем и академическую хореографию, и альтернативные танцевальные техники, работаем с элементами физического театра, бытовой пластики и даже цирковых практик.
Теперь к главному — грядущей премьере в «Зотове». Как родилась такая смелая идея ставить «Мистерию» целый век спустя?
Идея сделать совместный проект с Центром «Зотов» у нас была давно. Мы с его директором Дарьей Филипповой искали подходящий повод — и вот нашли его, когда институция запланировала выставку о Мейерхольде. Это один из любимых режиссеров нашей команды, практически родоначальник физического театра в России, автор закона зависимости эмоций от физического действия. Конечно, возможность поработать с некогда сформулированными им идеями была очень заманчива. Вдохновляли новаторство, хулиганство, структура, эстетика и смыслы постановок. Пересмотрела множество материалов, связанных с его спектаклями, и в итоге остановилась на «Мистерии-буфф». В основе — пьеса Владимира Маяковского, в которой поэт сравнивает революцию со Всемирным потопом — моментом, когда человечеству дали шанс на спасение. При этом постановка не ограничивалась только политическими контекстами своего времени — она говорила о роли личности в меняющемся мире. А мир меняется всегда, поэтому с этими идеями очень интересно работать.
Съемки тизера спектакля «Мистерия про это». Фото: Ярослав Кириченко
Не кажется ли выбранная площадка довольно сложной для танцспектакля? Какие плюсы пространства выделите?
Идея мизансценирования на 360 градусов возникла не случайно — мы вдохновлялись конвейерными зданиями эпохи авангарда. Сцена будет вращаться, одни герои — приближаться, другие — отдаляться, мир будет куда-то ехать, за ним не будут успевать люди. Все, как в начале прошлого века, как, впрочем, и всегда. Зритель сможет примерить на себя принципы конструктивизма, словно костюм. Ему придется достраивать визуальную картинку и звук в воображении. Конечно, движущаяся сцена осложнила работу танцовщиков и хореографа, но команда стремится преодолеть эти трудности и сделать все идеально.
От первой постановки до нашего времени не дошло ни фотографий, ни костюмов, ни декораций. Как собирали сведения? Осталось ли что-то, что все-таки удалось зацепить оттуда, а не переизобрести с нуля?
К сожалению, от постановки «Мистерии-буфф» 1918 года действительно ничего не сохранилось. Наиболее полное описание метода и репетиционного процесса Мейерхольда можно фрагментарно найти в воспоминаниях его учеников. Поэтому выбрали формат спектакля-фантазии, чтобы размышлять об идеях, которые разрабатывали Мейерхольд и Маяковский. Контекст постановки понятен: человечество не раз проходило рубежи, когда рушился привычный уклад, когда распадались традиционные структуры. Такие процессы сопряжены с социально-психологическими паттернами напряженного ожидания и провоцируют рефлексию. А театр — это как раз то место, куда мы приходим в поисках ответов на вопросы.
Съемки тизера спектакля «Мистерия про это». Фото: Ярослав Кириченко
Над оригинальным спектаклем «Мистерия-буфф» 1918 года работали гении. Декорации Малевича, режиссура Мейерхольда, текст Маяковского — просто невообразимо! Сейчас есть команды такого уровня?
На самом деле, скажу без ложной скромности, у нас собралась потрясающая команда. Очень ценю этих людей, восхищаюсь ими. Вместе уже сделали несколько крупных постановок, и я счастлива, что мы снова работаем почти в том же составе: Анастасия Пешкова создает прекрасную хореографию, выстраивает мизансцены, я работаю с текстом и актерской частью, Юлия Орлова выступает в проекте как драматург и видеохудожник, художник по свету Иван Виноградов — просто вне конкуренции, технический директор Саша Нигматуллин — маг и волшебник, который делает невозможное в кратчайшие сроки. Музыку для спектакля написал композитор Кирилл Архипов, воплощает его идеи мастер экстремального вокала Ольга Власова и другие исполнители. Художником по костюмам выступила Аня Чистова, и впервые мы работаем с талантливым художником-постановщиком Марией Левиной. У каждого участника есть пространство для творчества и способность создавать нечто особенное. Открытия происходят каждый день — очень радуюсь этому.
Съемки тизера спектакля «Мистерия про это». Фото: Ярослав Кириченко
Вы не первый раз работаете с хореографом Анастасией Пешковой. Просили ее изучить принципы биомеханики для этого проекта?
В прошлом Анастасия работала в труппе «Балета Москва», которая базировалась в Центре имени Мейерхольда — философия Всеволода Эмильевича и принципы биомеханики ей хорошо знакомы. В musicAeterna Dance мы тоже уже обращалась к его методу, но в работе над этой постановкой положили его в основу. На самом деле, весь танцевальный мир живет по принципам, которые зафиксировал Мейерхольд. По законам биомеханики движение актера должно обладать ритмичностью и легкой рефлекторной возбудимостью. Есть ощущение, что Мейерхольд всегда был рядом: мы использовали его принципы в перформансах и пластических зарисовках, обращались к упражнениям из биомеханики во время лабораторий. Все это присутствовало в наших проектах — нужно было просто развернуться к Мейерхольду лицом и пойти навстречу.
Репетиции спектакля «Мистерия про это». Фото: Люда Бурченкова
«Мистерия про это» исследует взаимоотношения индивидуума с коллективом и обретение собственного голоса. Как думаете, что помогает человеку быть своим в обществе, но не терять себя?
Это один из вопросов, которыми мы задаемся в постановке и исследуем его через лаконичную пластическую форму. Путь поиска своей идентичности всегда драматичен, изменения личности на пути ее становления никогда не даются легко. Перемены пугают, они требуют отказаться от себя нынешнего и стать другим. Внешние обстоятельства, которых мы избегаем, могут в конечном счете обернуться благом. Это простые вещи, но их важно осмыслить. В условиях неизбежных перемен, вынужденной адаптации, постоянной внутренней эволюции опорой может стать любовь. Думаю, это чувство помогает проходить жизненные испытания, не теряя себя. Как? Предлагаем зрителям вместе пройти этот путь и найти ответ в «Мистерии про это».
Съемки тизера спектакля «Мистерия про это». Фото: Ярослав Кириченко
Статьи по теме
Подборка Buro 24/7