«Смерть не за горами»: что нужно знать о художнике Sad Face, о котором сейчас все говорят
Кто видоизменил знаменитое пермское «Счастье не за горами» и подарил футболку со своей работой Юрию Дудю
Buro 24/7 рассказывает, кто стоит за нашумевшим превращением знакового арт-объекта из Перми «Счастье не за горами» в «Смерть не за горами».
Что такое
«Счастье не за горами»
«Счастье не за горами» — знаковый объект для города, одна из его главных достопримечательностей, известная на всю Россию и за ее пределами. В 2012 году снимок арт-объекта появился в клипе Канье Уэста на песню «White Dress», потом — в заставке сериала «Реальные пацаны», а еще позже — в фильме 2013 года «Географ глобус пропил» с Константином Хабенским в роли географа-алкоголика.
Клип Канье Уэста «White Dress»
Автор «Счастья» — художник Борис Матросов, создавший эту инсталляцию в 2005 году для подмосковного фестиваля ленд-арта «Арт Поле». В 2009-м «Счастье не за горами» установили в Перми на набережной реки Камы неподалеку от музея современного искусства «PERMM». Работа Матросова много раз подвергалась вандализму, и сейчас в ней нет, кажется, ни одной из тех букв, что составляли ее изначально, — их все приходилось не раз заменять.
Что случилось
В ночь на 11 октября «Счастье на за горами» в Перми превратилось в «Смерть не за горами». 16 октября местная полиция завела уголовное дело по статье «вандализм», сумму штрафа определили в 45 тысяч рублей. Подозрение в порче «Счастья» сразу пало на местного стрит-арт-художника Sad Face, уже делавшего мерч с подобной надписью. Тот поначалу отрицал свою причастность к случившемуся, однако позже признал свою вину и добровольно явился в полицию. Художник объяснил, что решил сдаться, потому что им почти сразу начали интересоваться из-за «Смерти», и он понял, что рано или поздно все равно станет ясно, что это его рук дело.
Кто такой Sad Face
За псевдонимом Sad Face стоит пермский художник Алексей Илькаев. Впервые о нем заговорили в 2011 году, когда в Перми начали появляться граффити с черно-белыми лицами, похожими на полные печали лики святых с икон — отсюда и Sad Face, что переводится с английского как «грустное лицо».
Позже, в 2018 году, Илькаев признался, что сначала хотел рисовать просветленные и одухотворенные лаконичные лица, но у него потекла краска и персонаж приобрел страдальческий вид. На формирование образа также повлияли фильмы — образ смерти из «Седьмой печати» Ингмара Бергмана и метаморфозы лица главного героя из «Иди и смотри» Элема Климова, вызванные опытом переживания войны.
Когда в городе появились первые работы Sad Face, некоторым пермякам, как жителям той части России, где зима длится девять месяцев в году и в это время подолгу не бывает солнца, да и делать в городе особенно нечего, импонировал образ-воплощение вселенской тоски. Другие же были резко против того, чтобы их и их родной город представляли таким негативным. Представители самого Sad Face, кстати, утверждали, что весной и летом Пермь — позитивный город, а потому в это время художник работает над более радостными работами.
Несмотря на критику со стороны «позитивных» жителей города, работы Sad Face стали вирусными — в то время явление вирусности как раз только-только появилось, а инстаграм еще был очень новым приложением (он запустился в 2010 году). Граффити художника, сделанные на стенах зданий, бетонных заборах и трансформаторных будках, фотографировали, выкладывали в соцсети и обсуждали. В конце концов Sad Face стал символом города, как и объект «Счастье не за горами».
В 2013 году работы Sad Face ошибочно попробовали приписать другому местному художнику Максу Черному, и тому пришлось объяснить, что он знаком с Sad Face, но им не является. Так выяснилось, что Sad Face изначально был помощником Черного и только потом начал рисовать сам. Черный называл Sad Face Колей и человеком «суицидальных взглядов». Конечно, пермская арт-тусовка уже тогда знала, кто стоит за Sad Face, но имя художника еще долго не называли широкой аудитории.
Почему «Смерть не за горами»
После 2013 года о Sad Face долго не было слышно, иногда даже казалось, что художник завязал с искусством. Разве что в апреле 2017 года в Перми прошла его выставка «Долой уныние!» с работами, не похожими на типичного Sad Face. Тогда художника уже представляли как Алексея Го. Осенью того же года Илькаев перерисовал акрилом на холсте картины, висевшие на стенах в популярном мультсериале «Рик и Морти», и выставил их на интернет-аукцион по сто долларов за штуку.
Как недавно рассказал Илькаев, примерно после этого он попал в автомобильную аварию, после которой чуть не умер. Тогда он осознал близость смерти и неумолимость времени и решил, что нужно успеть оставить след в искусстве. Художник вернулся к проекту Sad Face и начал брать новые высоты упоминаемости в СМИ. Первый пост в инстаграме Илькаева датирован 31 декабря 2017 года, а уже 17 января 2018-го он выложил видео новой работы — гигантского печального лика, нарисованного прямо на льду замерзшей Камы (вытаптывал ногами двое суток и заливал водой с добавлением чернил). Тогда об этом написали не только региональные, но и федеральные СМИ, а один из известнейших российских журналистов Юрий Дудь запостил видео в своем инстаграме.
Резонанс породил спрос на мерч Sad Face. В апреле Юрий Дудь, уже поддержавший художника, появился в футболке с работой Sad Face в выпуске своего ютьюб-шоу «ВДудь» про российский MTV. Илькаев рассказал, что сам подарил Дудю эту футболку, передав через знакомого. Одновременно с этим художник ездил в Европу — участвовал в арт-ярмарке в Стокгольме и в выставке Wandelism в Берлине. В Берлине он также нарисовал уже привычный Sad Face на Берлинской стене. И вот теперь новый громкий инфоповод со «Смертью не за горами». Кажется, Илькаев, и правда, всерьез настроен успеть как можно больше, пока жив.
Что дальше
Пермские власти планируют восстановить инсталляцию и вернуть ее на место через полтора-два месяца. Адвокат художника Сергей Калкатин рассказал, что будет просить смягчения приговора или выплату штрафа и объяснять, что изменение «Счастья не за горами» было не вандализмом, а созданием нового арт-объекта. Скорее всего, штрафом все и ограничится, и на него Илькаев сможет заработать продажей своего мерча, тем более, что ситуация добавила ему баллов публичности. Кажется нелепым, чтобы художника осудили на тюремный срок за порчу арт-объекта, которая, по сути, сама стала актом создания нового арт-объекта и привлекла к городу свежую волну внимания.