Поиск

«Арт резонирует с болевыми точками человечества»: Анастасия Постригай — о взгляде художников на социальные проблемы

«Арт резонирует с болевыми точками человечества»: Анастасия Постригай — о взгляде художников на социальные проблемы

Колумнист BURO. и искусствовед Анастасия Постригай рассуждает на тему того, как волнующие человечество вопросы находят свое отражение в работах современных авторов и как дух эпохи влияет на саму личность художника.

«Арт резонирует с болевыми точками человечества»: Анастасия Постригай — о взгляде художников на социальные проблемы (фото 1)

Анастасия Постригай

колумнист BURO., искусствовед, галерист и ректор Академии Op Pop Art

«Арт резонирует с болевыми точками человечества»: Анастасия Постригай — о взгляде художников на социальные проблемы (фото 2)

Как известно, статики и стабильности не существует. Меняется абсолютно все вокруг. Каждую минуту. В том числе (и даже особенно) современное искусство. Оно фотографически точно отражает мир, а отражение лежит на поверхности. И это не значит, что художники не мыслят в своем творчестве глубоко. Чтобы понять их замысел, важно знать, что волнует социум здесь и сейчас.

Если посмотреть на арт 2023-го года, увидим, что его содержание резонирует с болевыми точками человечества. Экология, отношения природы и человека. Искусство в этом вопросе, в отличие от Греты Тунберг, настроено не столь панически и обозначает проблему изящнее. Например, картина Алины Федотовой «Под полярной звездой». Эрудированный зритель сразу подметит нестыковку. Полярная звезда указывает на Северный полюс, но пингвины ведь живут на Южном! Этим ходом автор подсвечивает проблему искусственной миграции видов: многие существа по воле или произволу человека вынуждены жить вдали от тех мест, где им предназначено природой. Олег Маслов в картине «Эквилибриум» показывает человека, прикладывающего усилия, чтобы поддерживать равновесие. Это метафора хрупкого баланса в природе, который требует особого, деликатного и осторожного отношения к ней.

«Арт резонирует с болевыми точками человечества»: Анастасия Постригай — о взгляде художников на социальные проблемы (фото 3)
Алина Федотова, «Под полярной звездой», 2021
«Арт резонирует с болевыми точками человечества»: Анастасия Постригай — о взгляде художников на социальные проблемы (фото 4)
Амоако Боафо, Yellow Beret, 2021

«Арт резонирует с болевыми точками человечества»: Анастасия Постригай — о взгляде художников на социальные проблемы (фото 5)

Другой тренд — абстрактное искусство. Если еще год назад на пике популярности была фигуративная живопись (Эмили Мэй Смит, Йонас Вуд, Ализа Нисенбаум), то сейчас внимание мировых ценителей и критиков привлекают молодые абстракционисты Хо Кан, Эмили Вайнер, Кит Хоупвелл, Гвен О’Нил. Кто-то спросит: а точно ли абстракция — это про содержание, а не только про форму? Скорее да. Мир постмодерна позволяет абстрактному искусству быть гармоничной частью себя. 150 лет назад, во времена Айвазовского и Шишкина, такое искусство просто не поняли бы. В начале двадцатого века — воспринимали как пощечину общественному вкусу и с увлечением искали в нем глубинный смысл. Сегодня это уже мейнстрим, и отношение к нему спокойное, созерцательное. Конечно, зритель готов воспринимать подобные вещи. Его для этого «подогрели» последние 100 лет развития искусства. А мода на абстракционизм — отражение сегодняшних реалий. Произведения без подчеркнутого значения приобретают особый ореол ясности и незапятнанности. На фоне той же фигуративной живописи, которая все чаще и громче апеллирует к социальным проблемам, это особенно важно.

На самой личности художников дух эпохи тоже отразился. Возможность делиться своим творчеством со всем миром — в том числе помещать его в лучшие галереи и музеи — получили те, кому раньше такое только снилось.

«Арт резонирует с болевыми точками человечества»: Анастасия Постригай — о взгляде художников на социальные проблемы (фото 6)
Гвен О'Нил, Snowlakes are dancing, 2022
«Арт резонирует с болевыми точками человечества»: Анастасия Постригай — о взгляде художников на социальные проблемы (фото 7)
Дана Джеймс, The Princess Warrior, 2023

«Арт резонирует с болевыми точками человечества»: Анастасия Постригай — о взгляде художников на социальные проблемы (фото 8)

Во-первых, женщины. Конечно, художницы существовали еще в эпоху Возрождения, а то и раньше, но только в наши дни они догнали по влиятельности и численности своих коллег-мужчин. И даже перегнали: по данным Artsy, среди художников, рожденных после 1985 года, женщин уже заметно больше — 63,6%. При этом доля картин, написанных дамами, на мировом рынке составляет только 9,4%, но за последние десять лет она выросла в полтора раза.

Во-вторых, представители экзотических культур. Опять же, мы уже говорили о буме популярности азиатских авторов от Кореи до Омана, которые как никогда раньше привлекают интерес публики в других регионах. То же касается художников Южной Америки и (особенно) Африки — их очень котируют в США и Европе. Казалось бы, там и своих мастеров хватает. Но кто они? Все чаще и среди американских и европейских художников встречаются первородные носители культуры, а не просто потомки давно осевших мигрантов. Их творчество обращается к национальным мотивам родины предков, а среди тем часто фигурирует миграция.

«Арт резонирует с болевыми точками человечества»: Анастасия Постригай — о взгляде художников на социальные проблемы (фото 9)
Олег Маслов, «Эквилибриум», 2013
«Арт резонирует с болевыми точками человечества»: Анастасия Постригай — о взгляде художников на социальные проблемы (фото 10)
Читра Ганеш, «Без названия», 2021

«Арт резонирует с болевыми точками человечества»: Анастасия Постригай — о взгляде художников на социальные проблемы (фото 11)

Как и века назад, художники стараются запечатлеть в своих работах состояние души. В этом смысле не так важно, что именно становится объектом их внимания — мир реальный или вымышленный, конкретное или абстрактное. И то, и другое — отражение внутреннего состояния автора, которое невозможно без воздействия внешнего мира. И то, и другое — блик эпохи, преломленный сквозь хрусталик живописца.

«Арт резонирует с болевыми точками человечества»: Анастасия Постригай — о взгляде художников на социальные проблемы (фото 12)
Флора Юхнович, Pretty Little Thing, 2019

Статьи по теме

Подборка Buro 24/7